“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения

Навечерие Богоявления

18 Января 2024

Изначально 6 января (по Юлианскому календарю) было принято вспоминать и Рождество Христово, и Крещение Господне – этот праздник назывался Богоявлением. Тогда праздновалось и воплощение Христа в мир, и явление Святой Троицы на водах Иорданских в один день. В V веке день празднования Рождества Христова перенесли на 25 декабря (по старому стилю), а все дни от Рождества до Богоявления стали назваться Святками или Святыми днями. 18 января (по новому стилю) празднуется Навечерие Богоявления или Крещенский сочельник.

Особенностью богослужения в Крещенский сочельник являются Царские часы, которые совершаются лишь трижды в году (помимо этого дня также в Великий Пяток Страстной седмицы и в Рождественский сочельник). Название «царские» связано с особенностью богослужебной традиции, перенятой из Византийской империи, когда на этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. В Царские часы входят обычные часы, к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

В Крещенский сочельник после литургии совершается великое освящение воды – особо торжественный чин, в котором вспоминаются события Крещения Господня на Иордане. Таким же чином освящают воду и в сам день Богоявления. Для объяснения причины освящения воды не в один, а в два дня существует множество примеров. Так, в древние века в день Навечерия Богоявления был обычай крестить оглашенных. Сейчас же возможность набрать святую воду в один из двух дней позволяет прихожанам умиротворенно помолиться и с большим благоговением, без неуместной суеты, получить и принести домой эту святыню.

Святая вода также называется Великой Агиасмой. Ее весь год употребляют натощак с просфорой и молитвой. К святой воде нужно относится с большим благоговением и хранить в святом углу у домашнего иконостаса.