“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Великий Четверг

Великий Четверг

В этот день Святая Церковь воспоминает об установлении Спасителем Таинства Евхаристии. Вечером совершается особая служба, чтение 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, в которых рассказывается о заключении Христа под стражу, человеческом суде над Ним, Его Крестных Страданиях и смерти Богочеловека.

В воспоминаемый ныне день иудеи отмечали свой величайший праздник – ветхозаветную Пасху в память об избавлении от египетского владычества. Спаситель совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое Таинство Евхаристии. По заповеди Его: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19), с того времени совершается это Таинство на всех престолах Церкви Вселенской.

Святой Евангелист Матфей подробно рассказывают об установлении Евхаристии: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28).

После Тайной Вечери Господь наш Иисус Христос вместе с одиннадцатью учениками Своими перешел в Гефсиманский сад. Обратившись к Петру, Иакову и Иоанну, которые были свидетелями славы Его в Преображении, Спаситель наставляет их: «побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:30). Однако даже Апостолы не смогли противиться сну. Спаситель трижды возвращается к ним и Своим примером наставляет: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41).

Вечером в Великий Четверг совершается особая служба, чтение 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Святая Церковь воспоминает о заключении под стражу, человеческом суде над Спасителем, Его Крестных Страданиях и смерти Богочеловека.

Установлен такой чин еще в апостольские времена, и о нем упоминает святитель Иоанн Златоуст: «И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно в Великий Четверг Пасхи, когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог».

В древней Церкви в Иерусалиме такое богослужение совершалось на тех самых местах, о которых велось повествование. Около восьмого часа народ собирался на Голгофе, после первого часа ночи все переходили на Елеонскую гору, затем, перед рассветом, - в Гефсиманский сад, где Господь был взят стражниками и толпой иудейской после предательства Иуды. Спаситель Сам добровольно предает Себя в руки грешников на их нечестивое судилище и безропотно приносит Себя в жертву за грехи мира.