“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Введение во храм Пресвятой Богородицы

04 Декабря 2023

В этот день Церковь воспоминает, как во исполнение данного обета родители Девы Марии, святые Иоаким и Анна, посвящая своего долгожданного ребенка Богу, привели Ее в Иерусалимский храм.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители привели Ее в Иерусалимский храм. Для того чтобы пройти в него, нужно было преодолеть 15 высоких ступеней, но трехлетняя Богоотроковица поднялась по ним самостоятельно, что удивило всех собравшихся. Произошедшее затем было непонятно окружающим: первосвященник Захария, по велению Божиему, провел Пресвятую Деву во Святая Святых храма - место, куда не позволялось входить не только простому человеку, но даже священнику. Только сам первосвященник мог входить туда, да и то лишь раз в год.

«Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых», - поется на Литургии в этот день. Сегодня благоволение Божие возвращается людям, и они, при желании своем, могут приблизиться к Богу. Совсем скоро грядет и праздник Рождества Христова, к чему готовит нас Церковь, впервые упоминая в пост: «Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите»!

В проповеди в день Введения святитель Филарет, митрополит Московский говорит: «Один из Пророков, видев человечество уже прошедшее дни младенчества и под пестунством закона возраставшее в то исполнение лет, когда оно долженствовало соделаться способным к предуставленному обручению своему с Божеством и рождению безлетного чада, представляет Сына Божия царем грядущим на брак, и, восприяв на себя лице невестоводителя или друга женихова, как бы с нетерпением убеждает человеческую природу – не отдалять более сего блаженного союза изменою и непокорностию, но предаваться ему со всею искренностью и верностью. «Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея». Долго еще сей Божественный глас отзывался в Церкви, как в пустыне, и, по-видимому, не находил для себя отверстого уха. Человечество не имело дерзновения торжественно изыти во сретение Божеству. – Что было бы с нами, если бы не сердце благословенной Девы Марии отверзлось невместимому глаголу воплощения, если бы не беспредельная преданность ее в волю Божию отвещала небесному вестнику: «се раба Господня: буди мне по глаголу твоему» (Лук.1:38)? Она неограниченно вручила Себя желанию Царя царей – и обручение Божества с человечеством на веки совершилось.

Отселе можем мы усматривать, христиане, каким образом толь частное, по-видимому, происшествие – введение во храм и посвящение Богу трилетныя девы – становится предметом всеобщего торжества в Церкви. Сие приключение младенчествующей Богоневесты есть некий начаток Ее обручения Святому Духу и потому, некоторым образом, первый залог обручения всего человечества Божеству. Правда, сия тайна еще глубоко долженствовала быть в ней сокрыта в сие время, подобно как цвет в своем семени; но Провидение, дабы показать непогрешительность путей своих, не редко предваряет существенные свои действия некоторыми знаменательными событиями, вразумляющими о будущем: и благочестивое предание говорит, что, при самом введении Пресвятыя Девы во храм, она была уже оглашаема оными Пророческими словами: «слыши дщи и виждь».

1 DSC_69081a.jpg

3 DSC_99251a.jpg

2 DSC_69181a.jpg

4 DSC_99231a.jpg

6 DSC_69221a.jpg

7 DSC_69251a.jpg

8 DSC_69291.jpg