“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Проповеди

Преобразился еси на горе, Христе Боже,показавый учеником Твоим славу Твою         (тропарь праздника, гл.7)

    Священное писание свидетельствует нам, что именно на вершине Фавора, произошло событие, вошедшее в историю Православия под именем Преображения Господня. В те дни уже близилось время страданий и крестной смерти Христа: Сам Иисус все чаще и чаще говорил со своими апостолами о предстоящих Ему мучениях и распятии.

«И долго, долго будет житьМеж нас отец Варнава:Того не могут позабыть,Кто здесь умел для Бога жить,Кто был отчизне слава».

Иеромонах Ефрем «Заветная келья», 1912 г.

Так тепло и с искренней любовью писал о старце иеромонах Ефрем – письмоводитель преподобного Варнавы, а после его блаженной кончины – братский духовник Пещерной обители.

«Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную:Человеколюбче, слава Тебе» (тропарь праздника).

Святая Троица - один из самых необычных православных праздников. Он выделяется из других двунадесятых церковных праздников хотя бы тем, что не вспоминает какой-то определенный евангельской истории.

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13)

Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Святитель Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу.

"Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, И сущим во гробех живот даровав» (тропарь Пасхи).

В Пасхальную ночь весть о Воскресшем Христе льется волнами духовного света из каждого православного храма, превращая тьму и ночь в радостный день.

Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

(Лк. 1. 28)

Хронологически, и по существу Новозаветная история начинается не с Рождества Иисуса Христа, а с Его Матери — Пресвятой Девы Марии.

Древние письменные источники о Ее жизни неизвестны, и все сведения о Деве Марии почерпнуты из устного предания, существовавшего в первых христианских общинах. Это предание утверждает, что Дева Мария происходила из рода Давидова и являлась дочерью благочестивых Иоакима и Анны. Девочка была поздним ребенком, дарованным им Господом в весьма преклонные лета по их горячим молитвам, и потому Ее рождение родители восприняли как великое чудо и милость Божию. Следуя иудейскому обычаю, они решили посвятить Ее Богу. В те времена многие дети воспитывались при храме, а подрастая, несли здесь определенные обязанности и послушания. В трехлетнем возрасте младенец Мария взошла по ступеням Иерусалимского храма, поручая Себя милости Божией.

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне»

(тропарь праздника)

Этими словами св. Церковь раскрывает содержание сегодняшнего праздничного события.

За несколько дней до Своих страданий, Господь наш Иисус Христос, находясь в Вифании, «возвигл из мертвых Лазаря». То есть, вернул к жизни, умершего четыре дня назад человека, Он «…воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». И Лазарь мгновенно воспрянул от мертвого сна и вышел из гроба (Ин. 11,43-44).

Печальнику земли Российския Преподобному Сергию от юности последовал еси, святе Варнаво,и завет старца твоего, сице рекшаго: «Тако хощет Бог: словом и хлебом питай алчущих»,- поистине до конца исполнил еси.Сего ради и ныне молим тя; не остави нас, утешительный отче, небесною любовию твоею.

(кондак, гл.2).

2 марта по новому стилю Церковь празднует память преподобного Варнавы. В этот день, 17 февраля старого стиля, в 1906 году он мирно отошёл ко Господу. В этом году мы празднуем юбилей – 20 лет со дня прославления нашего святого Варнавы: в 1995 году он был причислен к лику Радонежских святых.

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню,для искушения от диавола, и, постившисьсорок дней и сорок ночей» Матф.4: 1-2.

Испокон веков подвижники полагали за основу в духовном росте молитву и пост. Эти два столпа могут устоять только в том случае, если будут поддерживаться друг другом. Как пост бесплоден без молитвы, так и молитва без поста.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.(Тропарь Сретения Господня, глас 1)

Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием. Путь спасения для каждого должен начаться со встречи Иисусом Христом как его личным Спасителем. Пока такая встреча не произошла, человек остается сидящим во тьме… и тени смертной (см.: Мф. 4: 16).

Богоявление
20 Января 2015

Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба (Ин.3:27).

Православная Церковь воспоминает 6/19 января Крещение Господне. Праздник Крещения имеет и другие названия: Богоявления или ещё праздник светов. Спаситель до исполнения ему 30 лет был безвестным плотником в галилейском городке Назарете. Перед началом своей проповеди Он пришёл креститься на Иордан к пророку Иоанну Предтече, который почти с самого рождения жил в пустыни, придерживаясь строгой аскезы: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мёд» (Мф.3:4). Приходивших к нему он призывал к покаянию: «Покайтеся ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2).

Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. (Лк. 2: 14)

Эта песнь Богу вочеловечившемуся, Младенцу Христу, воспетая множеством ангелов на земле при Его Рождестве. Кратка песнь, но смысл и значение ее премудры и многосодержательны. В ней заключена и открыта нам тайна вочеловечения Сына Божия для спасения мира. Этой тайне, по словам Церкви, удивилось всякое естество ангельское.

Облиставаеши на земли чудес лучами, Николае мудре, и движеши всяк языкна славу же и хвалу на земли тя Прославльшаго, Егоже моли всякия нужд избавитисяпамять твою верою и любовию почитающим, отцем избрание.

(седален по 1-м стихословии)

Сегодня мы празднуем память святого угодника и чудотворца, святителя Николая. Во всех странах, особенно в православном отечестве нашем, он чтится устроением в честь его храмов и святых икон. Основанием столь всеобщего почитания святителя служит без сомнения то, что сей великий угодник Божий всегда являлся скорым помощником и молитвенником для всех прибегавших к его ходатайству и заступлению. Не только среди христианских обществ, но даже у магометан и язычников славно имя его. Но что значит земная похвала для святителя, увенчанного вечной небесной славой. Ничем мы не можем ублажить угодника Божия как нашей добродетельной жизнью управляемой духом кротости, воздержания, милосердия и других добродетелей. В сем нас убеждает святой Апостол Павел: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр.13,7).

 «Марию Богоотроковицу верно да восхвалим:  днесь бо вводится во Святая Святых воспитатися Господу».   канон праздника.

В этот день святая Церковь празднует торжественное Введение в Иерусалимский храм трехлетней Отроковицы Марии – благословенной дочери праведных родителей Иоакима и Анны – для воспитания Господу. Захария, старец и первосвященник, благоговейно встретил Ее, сопровождаемую юными девами и ввел, по внушению Духа Святого, в самую внутреннюю часть храма, в Святая Святых, куда один раз в год входил сам первосвященник и где обитал Господь, поскольку Ей предстояло стать Матерью Его по плоти.

Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи. (Кондак Небесным Чинам Бесплотным, глас 2)

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе. Этот Собор осудил еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – 9-м месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. 8-й день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

“… слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.” (1 Кор. 1,18)

В IV веке по Р.Х. после дарования христианству, свободы исповедания веры, Равноапостольный царь Константин пожелал построить Храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, ( т.е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великой радостью, его мать, святая равноапостольная царица Елена.

 

«Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней …»

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы

 

          Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – первый двунадесятый праздник. Первый и по хронологии событий Священной истории, которые вспоминаются во время праздников, и по дню празднования в церковном году, начинающемся 1 (14) сентября.

Источник исцелений во всечестнем храме Девы днесь являет Господь чрез живоносный Твой образ, обновляя души и телеса, верою и любовию Богородицу Величающих (кондак).

Согласно древнему церковному Преданию, первую икону Пресвятой Богоматери написал еще при Ее жизни святой апостол и евангелист Лука. Сама Пречистая Богородица видела это изображение и благословила его, сказав, что с этой иконой пребудут Ее Благодать и Сила. И сами эти Благодать и Силу, данные ей Богом, Господь обнаруживает, иногда, явным для всех образом через чудеса исцелений от Ее икон, прославляя таким образом последние. Церковь, как правило, в день явления первого чуда от иконы, и устанавливает, в знак благодарности, особое памятное чествование или праздничное богослужение, согласно событию.

 

Ангел множества славословят Тя, и человеческий род предпразднственная воспевает Ти, яко преставился еси от земли к Рождшемуся из Тебе, Богородице Чистая, и молишися прилежно избавитися от бед верою совершающим Твое, Дево, преставление. 

Праздник Успения Пресвятой Богородицы исторически был у нас одним из самых долгожданных, ведь это, как и Пасха Христова, напоминание о жизни будущей, лучшей, о том, что земная кончина для христианской души – временна, это только переход, соединение с Богом. Не случайно, в России так много обителей, посвященных этому событию. 

«Мы видели славу Его, славу, какЕдинородного от Отца» (Ин.1:14). «Он… Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:8-9).

В середине успенского поста, девятнадцатого августа, православные христиане празднуют двунадесятый праздник Преображения. В этот день мы вспоминаем явление Господа Иисуса Христа в Славе нетварного Света на горе Фавор, свидетелями этого чуда были три ближайших ученика Спасителя, апостолы Петр, Иоанн и Иаков.

 

«И долго, долго будет житьМеж нас отец Варнава:Того не могут позабыть,Кто здесь умел для Бога жить,Кто был отчизне слава».

Иеромонах Ефрем «Заветная келья», 1912 г.

Так тепло и с искренней любовью писал о старце иеромонах Ефрем – письмоводитель преподобного Варнавы, а после его блаженной кончины – братский духовник Пещерной обители.

"...внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать..." (Деян. 2, 24)  

   Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, — подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами. 

"Воспоим вси людие,на рамех Херувимских вознесшуся со славою Христуи спосадившему нас одесную Отца,песнь победную: яко прославися".(Канон праздника, гл.5, песнь 1)

 

 

Еще только вчера, в последний раз в этом году, мы слышали и произносили своими устами слова торжественных пасхальных песнопений. А сегодня мы уже празднуем торжественное событие, имеющее огромное значение для нашей христианской Церкви, для всего человеческого рода. Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа.

 

«Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех

И нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити.»

(Стихира праздника Пасхи)

 

    Христос Воскресе! Братья и сестры, ни одно событие в истории христианской Церкви не празднуется с такою радостью, торжественностью и продолжительностью как Воскресение Христово. Целых сорок дней со дня Воскресения святая Церковь оглашается восторженным пением: «Христос Воскресе!» Поистине светлое Христово Воскресение есть праздников праздник и торжество из торжеств. Столь продолжительно отмечается этот праздник потому, что и Сам Господь, по воскресении Своем, в продолжение сорока дней являлся ближайшим ученикам Своим - апостолам и мироносицам – поселял в душах их радость и уверенность в истинности Своего воскресения.