“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

День памяти преподобного Варнавы Гефсиманского, чудотворца

«Бдите и молитеся,
да не внидете в напасть»
(Мф.26:41)

 Сегодня, 19 июля, мы молитвенно празднуем память преподобного отца нашего Варнавы, прославленного в лике Радонежских святых.

Нам известно, что каждый день преподобный Варнава исповедовал до 500 человек, каждому подавал важный духовный совет, никого не оставлял без утешительного и мудрого поучения. В этот день, когда мы особо воспоминаем житие и подвиги святого, подвизавшегося в нашем скиту, приведем его слово о важности молитвы:

 «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф.26:41), — учит Сам Спаситель. Молитва потребна всем и каждому, она как пища и питие необходима; без нее мы жить не можем. Молитва — это спаситель­ный щит, которым все стрелы вражии отражаются. Когда Моисей простирал руки, Израиль побеждал Амалика. Так и мы, если будем непрестанно про­стирать ко Господу наши молитвы — не победит нас диавол. Подумайте, Сам Христос молился, и как молился? До кровавого пота, и явися Ему ан­гел с небесе, укрепляя Его к предстоящему подви­гу (Лк.22:43). Вот образ, которому мы должны следовать, и милость и помощь небесные всегда будут с нами и всегда поддержат, помогут, укрепят. «Просите, — говорит Господь, — и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам» (Лк.11:9). Вот как сильна молитва. Но какая? Молитва, достойная Господа Бога и должным образом Ему возносимая. Молиться должно разумно и со вниманием, смиренно и с усердием, непрестанно и с упованием. Самое первое, о чем мы должны молиться, это — Господи, научи ны молитися (Лк.11:1).

Молитвы наши только тогда бывают приятны Господу и благоплодны для нас, когда мы просим действительно нужного и полез­ного душе нашей, а этого нужного и полезного мы часто не знаем, потому-то и следует прежде всего просить Господа: «Научи ны молитися». Спаси­тель, научая нас молитве, говорит: «Егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему» (Мф.6:6). Клеть есть сердце наше; если хотим достойно молиться, мы должны из­гнать из него все внешние посторонние попече­ния и все чувства свои устремить горе, ко Господу. Слова, произносимые только языком, а не сердцем и душею, не достигают до слуха Божия. Господь внимает не устам нашим, а сердцу сокрушенному и смиренному. Иногда одно только воздыхание, от души и чистого сердца вознесенное, приятнее Господу продолжительного чтения молитв, где только язык один говорит, а сердце холодно и немо. «Хощу пять словес умом моим глаголати... не­жели тмы словес языком» (1Кор.14:19), — учит святой Апостол.

Истинно сердечная молитва всегда бывает смирен­на, она единственно только на милость и благость Божию уповает, а никаким своим заслугам цены не дает, да и не находит их в себе. Она детски проста, доверчива и дерзновенна, как вопль почтитель­ных детей к любимому отцу. «Батюшка, помилуй! Родимый, Кормилец, помилуй!» — молился свя­титель Тихон Задонский со слезным умилением. Вот она, истинно сердечная-то молитва. Здесь все: и сознание своей немощи, и недерзновенное упо­вание на всесильную помощь Божию, и истинная любовь ко Господу, и полная, живая и крепкая вера в милость Его. Вот таких-то свойств и должны мы достигать в нашей молитве. Это нелегко. Это осо­бый дар благодати Божией. Недаром говорится в молитве: «Господи, даждь ми слезы умиления»: по­тому прежде всего и должны мы просить: «Господи, научи ны молитися». А потом сие дается не вдруг, а постепенно. Вначале молитва — труд, а потом, когда привыкнешь к ней, — наслаждение. Для сего нужно чаще и неленостно упражняться в молит­ве.

Непрестанная молитва необходима нам, ибо мы непрестанно окружены врагами. Но как это можно непрестанно молиться? Это не значит, по учению отцов и подвижников, чтобы всегда стоять да класть поклоны, а — про себя или умом, или устами взывать ко Господу или святым Его. И ежели и стоять, да в рассеянии быть, телом молиться, а умом что-нибудь земное со­зерцать — труд бесполезный, как древо без плода. Восстав поутру, первое дело — сотворите молитву. Без молитвы никуда не входите, имейте непрестанно в устах молитву, говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного: Матерь Божия, заступница наша, милостива буди мне, недостойному: ангеле Божий, хранителю мой добрый, не отступайся от меня». Дело в руках — молитва в устах, в уме, в сердце. Можно молиться, и разговаривая с другими, только бы разговоры были не праздные: имя Божие, с благоговением произносимое, — та же молитва. Скорбь ли какая придет, не ропщите, не жалуйтесь: пади пред Гос­подом и со слезами помолись, скажи: «Господи, я достойно стражду». Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться, а лучше скажите сами себе: «Мне велено молиться, хоть и не хочет­ся», — и молитесь, чрез это успокоитесь и утеши­тесь. Сему подобным образом и можно молиться непрестанно».

В наши дни многочисленные паломники и богомольцы, приходящие поклониться честным мощам святого подвижника, обращаются к нему: «Преподобный отче наш Варнаво, моли Бога о нас!»