“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения

День прославления иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской

Ра́дуйся, Венцено́сная Цари́це,
Росси́йския Гефсима́нии похвало́ и украше́ние

(Из Акафиста Гефсиманской Черниговской иконе Божией Матери)

 

В книге Деяний апостольских повествуется, что в речи, обращенной к начальникам иудейского народа, апостол Петр сказал: “…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян.4:12). Он говорил об имени Господа Иисуса Христа.

Другой первоверховный апостол Павел в Послании к Филиппийцам говорит об Иисусе Христе: “…Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…” (Флп.2:9-10).

Оба апостола единодушно говорят нам о том, что нет имени дороже, ближе, роднее сердцу верующего человека, нет имени выше, чем имя Иисуса Христа. Конечно, и сердце каждого из нас говорит нам об этом! Господь Иисус Христос — это наш Учитель, проповедующий нам “глаголы вечной жизни” (Ин.6:68). Он — наш Спаситель, взявший на Себя грехи всех людей, и значит, каждого из нас, и пострадавший за нас на конце Своего земного подвига. Он — Начальник нашей веры, и Основатель, и Глава той Церкви Христовой, к которой мы все имеем счастье принадлежать. Апостол Павел называет Церковь Христову телом, в котором каждый из нас является малым членом, а Глава этого великого духовного тела — Господь Иисус Христос (см.: Еф.1:22-23). Он‑и наш нелицеприятный и Праведный Судия на последнем и Страшном Своем суде.

Кто же может быть выше Его? Наша мысль стремится дальше. Чье же имя после Его имени может быть выше имени Той, Которая послужила нашему спасению и была Матерью Господа Иисуса Христа?

Святая Церковь так и учит, так и исповедует, что для христианина, после имени Сладчайшего Господа, самым дорогим и близким именем является имя Преблагословенной Девы Марии.

Руководимые словом Божиим, заветами апостолов и всей первохристианской Церкви, мы окружаем имя Божией Матери величайшей славой и преклоняемся перед Ней с чувством величайшего благоговения. Начало этой славы Божией Матери и благоговейной любви к Ней людей восходит своими истоками ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа и первым дням бытия на земле Церкви Христовой.

Вы помните, кто первый воздал хвалу Божией Матери? Вероятно, Ее славили и пастухи, пришедшие поклониться новорожденному Младенцу в Вифлеемскую пещеру. Вместе со своими дарами дань хвалы отдавали Ей и пришедшие из далеких стран волхвы. Но слова этой хвалы мог слышать только праведный обручник Иосиф. Кто же первый воздал Ей открытую хвалу перед лицом народа? Евангельское чтение за каждой Божественной Литургией в праздник в честь Божией Матери нам об этом напоминает. Оно говорит о первом открытом ублажении Божией Матери, принесенном людьми к Ее ногам.

Это было во время одной из проповедей Господа Иисуса Христа. Наверное, в глубокой тишине, затаив дыхание толпа внимала этой проповеди. И вдруг одна из женщин, имя ее осталось неизвестным, из глубины своего переполненного до краев восторгом сердца вскрикнула: “Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!” (Лк.11:27). Так воскликнула одна женщина, но, несомненно, она говорила от лица всех плененных проповедью Спасителя.

В жизни христианина нет такого момента, когда бы его сердце не имело потребности обращаться к Божией Матери с верой и надеждой. Мы, грешные, грязные в своих грехах, трепещущие перед мыслью о своей вечной погибели, ищем для себя спасения из греховной бездны, в которую мы впадаем, и прощения своих беззаконий. Мы идем за этим прощением к ногам Христовым, мы просим о нем своего Небесного Отца и верим, что Он ни одному из кающихся грешников никогда не откажет в этой милости Своего прощения. Тот, Кто прощал блудниц, плакавших у Его ног, Кто озарил радостью прощения благоразумного разбойника, Тот не оттолкнет и никого из нас от Себя.

Но, опуская свой взор в глубину своего сердца и видя многое множество своих прегрешений, мы на этом пути к Спасителю за прощением хотим иметь крепкую защиту, надежное заступничество за нас перед лицом Божиим, — и мы их имеем в лице Божией Матери. Ее святые иконы мы называем: “Взыскание погибших”, “Споручнипа грешных”, и мы веруем в Ее Материнское посредничество в наших молитвах о прощении. Многочисленными чудесными знамениями, посылаемыми нам через эти святые иконы, Она оправдывает нашу веру и свидетельствует о Своих заботах и молитвах о грешниках.

А сколько испытаний пережила на протяжении истекших веков наша родная земля! Сколько раз тучи военной бури сгущались над ее равнинами и лесами и враги простирали свои кровавые руки, чтобы русский народ истребить и покорить. Куда обращалось русское верующее сердце в годины этих испытаний? Оно знало к кому обратиться. Оно искало защиты у Той, Которую издавна Православная Церковь величает “Взбранной Воеводой”. Русский верующий народ обращался к Той, Которую Русская Церковь в Казанской иконе называет “Заступницей усердной”, в Смоленской иконе “Предстательством христиан непостыдным”, во Владимирской иконе “Пречудной Владычицей”. Этими чудотворными иконами — Казанской, Владимирской, Смоленской, Донской — русское воинство осеняло себя перед началом битв; перед этими святыми образами Богоматери плакали русские люди, провожая воинов на поле брани. И мы знаем из истории нашей Руси, как силою молитв верующего народа и помощью Божией Матери с честью миновали эти испытания.

Русское православное сердце особенной любовью любит свою Небесную Мать. К этому Источнику любви оно обращается с бесчисленными словами наших молитв и песнопений. Чье православное сердце и чьи уста не шепчут в святом храме этих всем известных молитв: “Милосердия двери отверзи нам…”; “Под Твою милость прибегаем…”; “Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды…”?

Самые ласковые, самые нежные слова, какие только можно найти в нашем языке, мы относим к Божией Матери, и из таких слов сплетаются, как тонкое кружево, многочисленные акафисты и каноны, посвященные Божией Матери.

Каждый праздник в честь Божией Матери и Ее святых икон — это священный день для верующего сердца. С особой силой мы ощущаем в эти дни Ее любовь к нам и хотим свою любовь к Ней выразить за нашими праздничными службами, посвященными Ей. Эти службы напоены словами хвалы, славословия, благодарения, мольбы и нашей любви к Ней.

Слава Ее не знает границ. Она обошла всю землю, и нет такого уголка на земле, где бы в храме и в каждом верующем сердце не воспевалась эта слава. Как и слава Ее имени, так и любовь Ее к нам не знают пределов. И за эту Ее любовь православные христиане отвечают Ей своей преданной, благоговейной, сыновней любовью.

Но, предстоя перед дорогим и родным сердцу каждого из нас образом Гефсиманской Черниговской иконы Божией Матери хочется сказать и о другом. Божия Матерь ждет от нас прославления Ее святого имени не только из наших уст и из наших сердец. Конечно, Она и наши словесные хвалы принимает с любовью, потому что знает, что они исходят из искренних и любящих Ее сердец. Но ждет Она от нас и другого. Она, несомненно, хочет, чтобы мы были достойными детьми рожденного Ею Сына, и молится о том, чтобы мы, грешные, избавились от своих грехов и стали на путь спасения. А на пути к этому спасению мы должны, “совлекшись ветхого человека с делами его”, “облекаться в нового” (Кол.3:9-10; Еф.22-24), украшать себя чистотой и смирением, лаской и приветливостью, забвением обид и состраданием чужому горю.

Принесем к подножию Ее святой иконы эти наши молитвы и чувства нашей благоговейной любви к Ней. Сердцем и устами будем повторять молитву сегодняшнего праздника: «Похвалами венчаем, Владычице Богородице, венценосный Черниговский образ твой, от негоже явлением чуда в Российстей Гефсимании благослови венец лета благости Своея Господь, и ныне молимтися прилежно, яко Всецарице, благословеньми венчай поющих тя» (Тропарь Гефсиманской Черниговской иконе Божией Матери).