“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Праздник СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,
по глаголу Твоему, с миром» (Лк.2:29).

Сегодня, в праздник Сретения (славянское, переводится: встреча), мы воспоминаем принесение в сороковой день по рождении Богомладенца Иисуса Христа в храм соломонов и встречу с Ним праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны.

Египетский царь Птолемей II Филадельф, благоволивший к книжной науке, пожелал перевести с еврейского на греческий язык Священное Писание еврейского народа – Ветхий Завет. По Преданию он поручил этот перевод семидесяти двум учёным толковникам, среди которых был и святой праведный Симеон Богоприимец. Переводя книгу пророка Исаии и, дойдя до пророчества: «Се Дева во чреве примет и родит Сына» (Ис. 7:14), он усомнился и уже хотел исправить текст, заменив слово Дева на слово жена, но вдруг явившийся ангел удержал его руку и предрёк, что он не умрёт, пока не увидит Христа Спасителя, пока не увидит исполнение пророчества святого Исаии. И вот прошло почти 300 лет, и пришёл в наш мир Спаситель, как Богомладенец Он был согреваем дыханием овчат в Вифлеемской пещере. И через сорок дней после рождения был принесён в храм Соломона, чтобы по закону Моисееву быть посвящённым Господу, как всякий первородный младенец мужского пола и, чтобы быть искупленным у Господа пренесением в жертву двух горлиц. И прииде духом в церковь (Лк. 2:27) праведный Симеон, и, принимая на руки Богомладенца, предрёк Богородице: се, лежит сей на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да откроются от многих сердец помышления (Лк. 2:34-35). Лишь два человека в тот день, принесения Богомладенца в храм, узнали Его: праведный Симеон и пророчица Анна, так состоялась встреча Ветхого и Нового Заветов. И праведный Симеон сказал Младенцу, лежащему у него на руках, гимн, звучащий с тех пор из века в век: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языком (славянское, переводится: Свет к просвещению язычников), и славу людей твоих Израиля (Лк. 2:29-32).

Праведный Симеон воспел гимн благодарности, поговорим же и мы о благодарности, этом Божием даре человеку несколько подробнее. Иногда бывает так тяжело благодарить, когда душа в помрачении от горя и несчастий, но именно в этом проясняется любим ли мы Господа. Хорошо, мы не можем благодарить за скорбь отзывающуюся в нашем сердце нестерпимой болью, мы впадаем в ропот, ожесточение и саможаление, и, кажется, всё испорченно окончательно, былые отношения с Господом не восстановить, но это не так, ведь придя в себя можно покаяться и Господь после этого примет наше благодарение, как принял благодарение праведного Симеона после того, как он загладил покаянием своё минутное неверие в пророчество святого Исаии. Один искренний вздох может изгладить грех неблагодарности, ропота. Праведный Симеон в своём гимне благодарил Господа, и по-другому воспеть он не мог, ведь по слову святителя Амфелохия Иконийского на Сретение: «Разве вы не видите Этого Младенца? Это Он сотворил веки. Он утвердил небеса. Он распростёр землю. Он оградил море берегами. Этот Младенец изводит ветры из сокровищ своих. Этот Младенец при Ное отверз затворы потопа. Этот Младенец сотворил дождевые струи. Этот Младенец веет снегами, как белотканным полотном…». Священномученник Мефодий Патарский в своём слове о Симеоне и Анне в день Сретения пишет величественный гимн благодарения, как бы сказанный праведный Симеоном, вот его небольшая часть: «… Ты прекраснее сынов человеческих (Пс.44:2-3), как и Бог и человек между людьми; ибо Ты при божественном воплощении Твоем препоясал чресла Свои правдою (Ис.11:5), как в Самом Себе правда и истина и веселие всех. Итак веселись сегодня небо вместе со мною; ибо сжалился Бог над народом Своим; кропите облака правду миру (Ис.45:8), и основания земли возглашайте мир находящимся во аде…потому что я увидел Тебя Спасителя людей». И в главном песнопении праздника, тропаре, Церковь благодарит Богородицу и праведного Симеона: «Радуйся благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды… Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия свободителя душ наших…».

Постараемся же благодарить, если не по силе ветхозаветного Иова, лишившегося имущества, здоровья и даже всех детей, и благодарящем Господа и исповедующим веру в Его благость, то по крайне мере будем благодарить по тому, что благодарностью, по учению Церкви, мы протягиваем руку за новым благодеянием получаемым от Господа, да и от людей.

Мы не думаем, что и жизнь, и смерть могут быть проклятием, но как и жизнь может быть даром, так и смерть часто дар, как например кончина праведного Симеона после исполнения обетования. Праздник Сретения учит нас этому, он учит быть благодарными Богу, а от большого нужно переходить к благодарности за малое, благословлять Господа за всё, по слову псалмопевца Давида: «Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его…» (Пс.102:1-2), - слова, которые мы слышим каждый день в начале утрени на шестопсалмии.

Подумайте сами, нам ли не благодарить, людям начала XXI века, мы на гребне волны, купаемся в её пене, за нами зияющая тёмная пучина и перед нами такой же бездонный провал. Тем кому больше 30 лет, ещё помнят, как лечили зубы дошкольникам без обезболивающего. Да что там говорить: многие ли из нас дожили бы до своих лет, если бы жили веком раньше. А мы на волне, мы в её пене купаемся и даже не помним, что путь сюда выстелен телами, кровью и слезами наших дедов. О той же пучине, которая перед нами, в которую неминуемо свалятся наши дети и внуки, хорошо написано в апокалипсисе святого апостола Иоанна Богослова. Так почему же мы не просыпаемся со словами благодарения, кто же мы после этого перед предками, умиравшими в муках за наше счастье, мы не вспоминаем о наших потомках, которые будут умирать из-за нашего счастья?

И ещё нужно сказать о подвиге праведного Симеона. В чём был его подвиг? Приведём пример: московское метро перевозит сегодня несколько миллионов человек в день, и можно, идя по переходу между станциями, вдруг остановиться и обернуться лицом к стремящемуся людскому потоку, и смотреть, как проходят лица, десятки лиц, тысячи, десятки тысяч. Но напрасно вы будете ждать, что кто-то остановится и скажет: очнись, просыпайся, не спи; или, что это только начало, а в начале тяжело. Никто не остановится, и вам станет страшно от этой мистической ситуации, ведь так было и вчера, и так будет завтра, так же будет и через год, и было ещё до вашего рождения и будет после вашей смерти, вот вы уже не разбираете серых лиц, а они всё текут, всё стремятся. И на этой тридцатиметровой глубине ни разу ещё не настал рассвет, и по всем законам физики никогда и не настанет, сюда непрерывно качают воздух, чтобы люди могли здесь дышать, и камни здесь стёрты от гула множеств идущих. И пропадает вера в человека – одна сплошная толпа. Так стоял в стремящемся потоке людей и праведный Симеон Богоприимец, но он не потерял веры, он знал, что в конце своего временного пути он встретит Богочеловека. Но, как же тяжело, наверное, дались святому Симеону эти без малого 300 лет старости в ожидании рассвета. Наверное, много раз было искушение у него усомниться, как некогда он усомнился, что Дева родит младенца, но он верой искупил своё неверие, и, возможно, в этом был его подвиг, в этом было его покаяние, в этой вере был смысл его длинной жизни. Это пример для нас, ведь мы должны пронести через всю жизнь, не уклоняясь в сомнения и уныние, благодарную веру христианскую, поистине великий подвиг, но благодать делает его возможным, нужно лишь искренне стараться быть достойным благодати.

О вере, подвиге и благодарности задумаемся в эти февральские предпостовые дни и постараемся, пока ещё возможна наша личная встреча-сретение с Господом на земле, воплотить в своей душе эти прекрасные качества.