“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Праздник в честь святителя Николая Чудотворца

«Так да светит свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела
и прославляли Отца вашего Небесного»

(Мф.5:16).

 

Сей угодник Божий родился около 280 года в городе Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова) в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны, и был назван Николаем (греч.-победитель народа») в честь своего дяди – епископа этого города.

Самая главная и самая известная черта сего великого угодника Божия – это его безотказность. Невозможно себе представить количества свидетельств помощи сего угодника Божия. Сама слава о нем по всему миру свидетельствует об этом. Даже само житие очень благотворно действует на читающего. Самое известное чудо помощи обедневшему богачу научает нас молится об обогащении нашего обнищавшего чрез грехи духа и, чтобы не продать его на растление греху, как нищий богач хотел отдать своих дочерей на растление во избежание нищеты. Угодник же Божий Николай, провидев сие, и, желая помочь, тайно подбросил мешок с деньгами, чем возбудил в нищем надежду на Бога. Так и нам угодник Божий св. Николай подаст свою неослабную помощь, если будем разумно просить, а то и без просьбы, получим, как и в случае с нищим.

Многие из святых прославились своими подвигами благочестия в пустынях, в горах, вертепах и пропастях земных, но не такой высотой подвига судил Господь прославить своего угодника св. Николая, ибо его святая жизнь, непорочность, твердость могла понести больший подвиг – служение в миру, среди людей, поэтому уже отсюда мы должны с особенною благосклонностью и снисходительностью относится к тем, кто служит Богу среди людей, не имея таких дарований, как у сего великого угодника. Ибо если бы на служение миру отпускались Богом только достигшие такой чистоты жизни люди, то были бы монастыри или хотя бы общины? Поэтому не будем взирать слишком строго на нерадение других, а используем это время на увеличение радения в себе, радения о покаянии и тогда, взирая на всех через покаяние, увидим себя нуждающимися в первую очередь и не будем неразумно плакать над мертвецом(душой) соседей, когда перед самими лежит свой собственный мертвец - наша собственная душа.

«…Стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая…» (из тропаря святителю) – вот мудрость простая и незатейливая, доступная каждому, даже человеку не книжному. Сей-то мудростью уловил, некогда, Сам Спаситель своих апостолов – простых некнижных ловцов рыб и сделал их ловцами человеков, но не такими, которые ловят людей ради рабства, а такими, которые словом истины дают людям то, что они, по природе человека, стремящегося к высшему, ищут, но не знают в чем это содержится: в вине ли, в пище, в плотских утехах, в блуждании ума или в чем другом, принадлежащем этой видимой стороне жизни. Эту мудрость стяжал и св. Николай-угодник, деятельно насаждая плоды этой мудрости в себе, а через себя и в окружающих, т.к. из жития мы узнаем, что даже неверующие при общении со святителем имели такое от него впечатление, что со временем обращались вере.

С самого детства св. Николай-угодник был прилежным постником, как видно это из всей святой жизни от младенчества и до глубокой старости святого. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Начальник бесов – падший денница, и начало страстей – объядение» (Прп. Иоанн Лествичник. «Лествица или Скрижали духовные». Слово 14, 30). Ему вторит святитель Игнатий Брянчанинов: «Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста (пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумной разборчивостью в ней (в другом месте пишет святитель). Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать Заповеди Евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост» (Свт. Игнатий Брянчанинов. Том 1. Аскетические опыты. 11 гл. О посте).

Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости (+ок. 345-351). В 1087 году было торжественное перенесение его мощей из Мир Ликийских (главного города Ликийской области) в итальянский город Бари, где они почивают и доныне, источая многоцелебное благовонное миро, помогающее страждущим телесно и духовно.