“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Вход Господень в Иерусалим

        «Ликуй от радости, дщерь Сиона,
торжествуй, дщерь Иерусалима:
се Царь твой грядет к тебе,
праведный и спасающий, кроткий,
сидящий на ослице и на молодом осле,
сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

Вход Господень в Иерусалим Православная Церковь отмечает в последнее, шестое воскресенье Великого поста. Это один из 12-ти двунадесятых праздников в Православии. Этим праздником заканчивается святая Четыредесятница (Великий пост), после которого наступает Страстная седмица (неделя).

Торжественный Вход Господень в Иерусалим описывают все четыре евангелиста, это одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа. Вход в Иерусалим незадолго до иудейского праздника Пасхи предшествовал крестным страданиям Господа и был исполнением древних пророчеств о пришествии в мир Спасителя

За пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. «Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (Мф.21:4-5).

Святые евангелисты особо обращают внимание на  это обстоятельство, как на условие ритуальной чистоты животного и возможности принесения его в жертву Богу. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму. Так, на осле, Иисус Христос въехал в Иерусалим. Почему именно на осле? Этому было несколько причин. Иисус показывает этим Свое смирение, а так же на Востоке въехать в город на осле, а не на коне – означало, что человек пришел с миром. Нет великолепных коней, нет колесниц, нет никакого внешнего блеска. Но всякая слава земная ничтожна и исчезает, как дым. Однако есть другая слава, неизмеримо более высокая, - слава доблестного смирения, кротости, добродетели, ибо эти великие духовные качества неизмеримо выше всех внешних атрибутов силы и власти, как говорит в своем слове в неделю ваий Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Почему жители Иерусалима так восторженно встречали Иисуса? Эта торжественная встреча была вызвана тем, что все люди, пришедшие в Иерусалим для празднования Пасхи, узнали о воскрешении праведного Лазаря и были восхищены этим чудом. Многие так Его и встречали – как Мессию и Спасителя. Был же обычай – оказывать почести победителям, сопровождая их в торжественной процессии с ветвями вечнозеленых деревьев. И одни постилали Ему свои одежды, а другие срезали ветви с финиковых деревьев и постилали по дороге. Дети и все люди предшествовавшие и сопровождавшие, держа ветви в руках, восклицали: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мк.11:8-9; Мф.21:9; Ин.12:13). Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов.

Митрополит Антоний Сурожский назвал этот праздник «одним из самых трагических праздников церковного года», потому что «та же самая толпа, которая сегодня кричит: "Осанна Сыну Давидову, через несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия».  

Вход Господень в Иерусалим – это праздник как свидетельство победы Богочеловека над теми, кто считал Его лжемессией, кто не хотел Его прихода в Святой град как Владыки и Царя народа. Мы также празднуем в этот день Его победу, как вход в Седмицу страданий, через которые и было совершенно дело спасения человеческого рода. Вход Иисуса Христа в Иерусалим символизирует, предображает и Второе Пришествие Его на землю. Первое совершилось в тайне и в безвестии, только лишь ночной мрак и безмолвие встретили в Вифлееме родившегося Богомладенца. А Второе Пришествие Иисуса Христа будет во славе. Господь придет окруженный Ангелами, сияющий Божественным светом. Это событие и знаменует собой вход Господа в Иерусалим, Господа, окруженного апостолами и народом.

День Входа Господня в Иерусалим называется Неделею "Ваий" или "Цветоносною". На Руси он получил название "Вербного воскресенья" В этот день у нас совершается освящение вербы, в отличии от Иерусалима, где принято употреблять в этот день вайи (ветви финиковой пальмы), потому что на Руси на вербе ранее других деревьев распускаются почки. Молящиеся приходят в храм с вербами и на богослужении таинственно встречают невидимо грядущего Господа, букетиками вербы с зажженными свечами и взывая: «благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вишних» (Мф. 21:9).