“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

№ 20. О чревоугодии

У человека есть естественная потребность в пище, как в источнике энергии для нормальной жизнедеятельности человеческого тела. В рассудительном, здравом, умеренном удовлетворении её нет греха. Страсть чревоугодия вырастает из злоупотребления удовлетворением этой потребности.

Известны слова Сократа:" Я ем, чтобы жить, а некоторые живут, чтобы есть". Страсть извращает, преувеличивает естественную потребность, покоряет волю человека похоти плоти. Грех чревоугодия назвали грехом против себя и поставили пятым в списке семи смертных грехов. Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым.

Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Объядение помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Существуют такие виды этой страсти как: чревобесие и гортанобесие.

Чревобесие - это обжорство, когда чревоугодника интересует больше количество, а не качество пищи.

Гортанобесие - лакомство, услаждение гортани и вкусовых рецепторов, культ кулинарных изысков и гурманства.

"Всякому человеку нужно очень немного пищи и питья, и вообще мы жадны, едим и пьем гораздо более надлежащего, более, чем того требует наша природа." 

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Как избавиться от чревоугодия? Прежде всего, должно принимать пищу по мере надобности, не впадая в пресыщение. Если человек чувствует, что у него возникает пресыщение, это первые предпосылки к развитию страсти чревоугодия. Вот несколько совстов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть - так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества.

"Сытое чрево не рождает тонкого ума."

Изречение отцов-пустынников.

Против этой страсти христианин должен иметь троякую осторожность:

  1. ожидать определенного времени для принятия пищи;
  2. не пресыщаться;
  3. довольствоваться всякой самой скромной пищей.

Надо хорошо осознать и помнить гнусность и зловредность этой страсти и, по совету преп. Варсонофия Великого, надо повергать себя с плачем перед Господом, да подаст силы побороть страсть. А без болезни сердечной, без сердечного сокрушения, без трезвения, плача и страха Божия нельзя обуздать угождение чреву. Все страсти препобеждает смирение, которое всякий приобретает трудом сердечного сокрушения о своих грехах и плача о них. Если хочешь победить чревоугодие, - говорит преп. Ефрем Сирин, - возлюби воздержание, имей страх Божий - и победишь.

«Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном»

(Филп. 3, 18-19)