“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

№ 19. О поминовении самоубийц

«...В какое омрачение души нужно прийти, чтобы из-за малой скорби перейти в вечную, ужаснейшую муку: Как бы ни было эдесь тяжело, хотя бы мы жили на земле тысячи лет в тяжких страданях - все же им будет конец. А в аду нет конца мукам»

Игумен Никон (Воробьев)

Правилом 14 патриарха Александрийского Тимофея устанавливается запрет на христианское погребение и литургическое поминовение умышленных самоубийц.

Западный учитель Церкви блаженный Августин сказал: «Убивающий себя убивает человека». Таким образом, самоубийство приравнивается к убийству. При этом в Православной традиции установлено строгое наказание даже за попытку самоубийства - двенадцатилетняя епитимья. Такая строгость оправдана стремлением Церкви предостеречь своих чад от вечной погибели.

В настоящее время эти положения закрепились в 12 главе Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви и заключаются в следующем:

«Умышленный самоубийца, который соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия, не удостаивается христианского погребения литургического поминовения. ... Вместе с тем необходимо помнить, что вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия». Самоубийством люди отказываются от жизни, презирая ее, а ведь она - дар Творца. Поэтому Церковь оставляет их на суд и на милость Божию - имена таких людей священник не поминает на проскомидии и не вынимает за них частицу. В основе самоубийства зачастую лежит эгоизм. «Неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние - смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать», - писал в своем дневнике архиепископ Никон (Рождественский).

Однако, «мы должны много молиться за самоубийц», говорит святой Паисий Святогорец. Также и преподобный Амвросий Оптинский пишет: «...родные его могут келейно о нем молиться ...».

Кроме того, Священный Синод Русской Православной Церкви на очередном заседании одобрил «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшего» (Решение Священного Синода Русской Православной церкви от 27.07.2011 г. // Журнал Nº 87). Этот чин может быть совершаем многократно, как многократно совершаются панихиды. «В основу чинопоследования положена евангельская мысль о том, что умножение беззаконий является следствием общего оскудения любви (см. Мф. 24:12). А стало быть, в отчаянии, приводящем человека к добровольному уходу из жизни, повинны не только внешние обстоятельства жизни или его собственное маловерие, но и все мы, не оказавшие ему как страждущему члену Церкви должной христианской любви» - комментарий председателя комиссии архиепископа Костромского и Галичского Алексия.

Что касается лиц, окончивших жизнь самоубийством в состоянии психического расстройства, то в их отношении может быть совершено заочное отпевание, в том случае, если это расстройство будет подтверждено соответствующими медицинскими свидетельствами.

Однако, это не дает оснований в последующем приносить за них бескровную жертву, поминать на панихидах и т.д. - за них также молятся келейно.

В этом же документе Священным Синодом было определено, что священнослужитель может совершать поминовение самоубийцы по просьбе его родственников в своей келейной молитве словами преподобного Льва Оптинского. Также, сами родственники могут взять на себя чтение этой молитвы с благословения священника.

«Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких», - говорится в предисловии к чину.

В Священном Писании упомипаются два человека, отнявшие у себя жизнь. Первый - Ахитофел, предатель царя Давида (См.: 2 Цар. 17, 23), второй - Иуда, предатель Господа Иисуса Христа. (С.м.: Мф.25, 5; Деян. 1, 18).

Не допускай мысли о том, чтобы по ту сторону могилы оказаться тебе в их обществе.

Святитель Николай (Сербский)