“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

№ 17. О поведении детей в храме

Храм - особое, святое место. Храм - это дом Божий на земле. А потому и пребывать в нем нужно с благоговением и страхом Божиим. Однако как объяснить это ребенку, как приучить к молитве и порядку в храме? Совершенно очевидно, что дети в силу своего возраста и физических сил не могут стоять на молитве аналогично взрослым. Тем не менее, ребенку по мере взросления необходимо постепенно объяснять богослужение, смысл тех или иных действий, иными словами, воцерковлять его. Лучшим способом научить чему-либо дитя всегда был и остается личный пример - пример родителей. Воспитание ребенка как православного христианина начинается не на пороге храма, а дома, в домашней обстановке. Видят ли дети как молятся их родители? Как ответственно готовятся к Таинствам? Является ли для них это естественной средой обитания? В храме мы уже наблюдаем плоды этого воспитания.

К сожалению, в настоящее время уделяется крайне мало внимания подготовке детей ко святому причащению. Однако этот вопрос имеет огромное значение в деле воспитания подрастающего поколения в духе православной веры.

Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей, что является благом, необходимо стремиться к причащению вместе с ними (Решение Священного Синода Русской Православной церкви от 05.05.2015 г. // Журнал Nº 1). Кроме того, нельзя забывать и о должном приуготовлении к Таинству. По традиции, с трехлетнего возраста детей постепенно приучают к воздержанию от пищи и пития перед причащением. С этого же времени следует учить ребенка прочитывать необходимые молитвословия, читать правило ко святому причащению всей семьей, утренние и вечерние молитвы, содержание и объем которых определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья, духовное и интеллектуальное развитие ребенка. Весь этот подготовительный этап очень важен для детей, они заранее готовятся к посещению храма, и у них входит в привычку настраиваться и внешне и внутренне. В традиции Русской Православной Церкви первая исповедь совершается, как правило, по достижении семи лет. При этом если ребенка вовремя начали приучать к посту, то к семи годам для него не составляет труда причащаться натощак.

Вместе с тем, обязанность воспитания детей в благочестии лежит и на восприемниках (крестных), что также включает в себя побуждение к регулярному причащению Святых Христовых Таин.

Крайне неодобрительной является практика, при которой родители и восприемники, причащающие детей не приступают сами ко Святой Чаше.

По мере взросления необходимо также увеличивать время пребывания ребенка на Божественной Литургии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, касаясь проблемы посещения богослужений, говорит следующие слова:

«С пониманием относясь к многодетным семьям, следует настойчиво объяснять родителям, что детей необходимо постепенно приучать к тому, чтобы вовремя приходить на богослужение. Очень печально, когда детей (за исключением младенцев) приводят в храм не то что после начала Божественной Литургии, но даже и после чтения Святого Евангелия, а иногда и непосредственно к выносу из алтаря Чаши». Если ребенок заплачет или просто устанет находиться в храме, его можно вывести на улицу, погулять с ним, переключить его внимание, в целом - сменить обстановку. Это не только даст ему возможность отдохнуть, но и поможет присутствовать на главных молитвах богослужения, таких как: чтение Евангелия, Херувимская песнь и Евхаристический канон, с большим вниманием и без ущерба для молитв окружающих.

При этом, говоря о посещении храма, нельзя не упомянуть о важной задаче родителей - сделать праздником для ребенка поход на богослужение.

«Дети должны бывать в храме с момента их зачатия в утробе матери, а когда ребенок родится, его нужно регулярно причащать. Подрастая, он сам будет бежать в храм на богослужения, потому что это станет для него потребностью» 

(протоиерей Иоанн Осяк)