“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения

№ 21. О сквернословии

«Смерть и жизнь - во власти языка» 

(Притч. 18, 21)

Тяжелое, грязное слово мата почти победило российский народ. Грех языка, грех похотливых, скабрезных слов, по сути, обрел в России статус нормы и уверенно и нагло претендует на некий героический "символ" российской духовной традиции.

В чем же феномен матерной брани? Почему слова, обозначающие в основном медицинские термины, при «переводе» на матерный язык становятся нецензурным сквернословием? Почему они вообще применяются, часто не по прямому назначению? Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же.

Для того чтобы ответить на все эти вопросы, нужно для начала разобраться, так что же такое, собственно, есть мат? Мат с духовной точки зрения - это есть антимолитва. Через матерные слова происходит поклонение "князю тьмы" и, как следствие, человек отступает от Бога. При этом человек, конечно же, чувствует эту черную энергию, и она его возбуждает. Матерящийся притягивает силы зла и доверяется им. Эта разрушительная энергия обладает способностью вызывать в человеке привыкание, зависимость наподобие наркотической.

Одним из распространенных мифов является утверждение о том, что матерщину на Русь занесли монголы и татары.

Русский матерный язык есть наследие языческих верований, как славянских, так и индоевропейских. Те словосочетания, которые сейчас сохранились под названием "матерщина", использовались в культовых обрядах и ритуалах как магические заклинания, распространенные по всему древнему языческому миру, с целью всемерного привлечения помощи "богов" через попрание стыда и целомудрия, плотскую вседозволенность и воспевание греха блуда. При этом надо подчеркнуть, что к этим силам обращались с осторожностью и нечасто.

Одним из важнейших предназначений этих слов в магических обрядах славянских народов было наведение порчи на врага, проклятие его рода. Недаром все эти слова так или иначе связаны с детородными органами мужчин и женщин и процессом воспроизводства. Так, в анонимной болгарской хронике XIII - XV веков, слово "изматерили" означает вовсе не "обругали", но именно “прокляли”.

«Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» 

(Притч. 21, 23)

Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».

Помимо того что матерщина духовно вредит, она культурно обедняет человека. Если убрать из языка иного сквернослова все матерные слова, которые чаще всего употребляются для связи слов и не имеют никакого смысла, то мы увидим, насколько беден его лексикон. Язык, речь - наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.

Воздействие же матерных слов на окружающих аналогично пассивному курению, когда от табачного дыма страдает не только курящий, но и люди, находящиеся рядом с ним. Получается, что все становятся «без вины виноватыми», вынужденными жить в плохой «духовной экологии», терпеть хамство и словесную грязь.

С психологической точки зрения нецензурной лексикой люди чаще всего маскируют свою жизненную неуверенность, заглушают чувство страха перед окружающими. И несмотря на свою активную атакующую направленность на все окружающее, мат обличает своего носителя в духовной, эмоциональной и психической слабости, боязни окружающего мира и постоянном ожидании неприятностей извне.

Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое: и злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злое: от избытка бо сердца глаголют уста его

(Лк. 6:45)

Мат - весьма надежная анестезия от беспокоящего человека голоса совести, от нравственной чистоты и порядочности. Мат оглушает человека, парализует способность контролировать чувства, желания, действия и, примитивизируя их, делает "простыми, как мычание".

Текст подготовлен на основе книг «Прабда о русском мате» Епископа Митрофана (Баданика) и «Малая Церковь» священика Павла Гумерова

«Не может из тех же уст исходить благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного источника сладкая и горькая вода?» 

(Иак. 3, 5).