“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

№ 10. О священстве

Священство есть таинство, в котором избранный человек через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей):

  • Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении таинств.
  • Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.
  • Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

«Церковная перархия, священноначалие ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от Сошествия на апостолов Святаго Духа и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства»

(Катих. 9 чл.)|

Богоустановленность иерархии усматривается прежде всего из повествований Евангелия, из которого известно, что Сам Спаситель из Своих учеников избрал двенадцать, названных апостолами. "Егда бысть день, - повествует св. евангелист Лука - призва (Иисус) ученики Своя и избра от них дванадесяте, ихже и апостолы нарече". (Лк. 6,13). Он дал им заповедь учить все народы и власть совершать Таинства - "шедше убо научите вся языки, крестяще их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их" (Мф. 28, 19-20). Кроме первых двенадцати Евангелие упоминает о семидесяти Апостолах, которых Христос послал на то же великое дело распространения христианства.

Апостолам как всемирным провозвестникам Евангелия вверена была от Спасителя полная власть Церкви - они были видимыми выразителями власти Самого Господа.

«Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божних»

(1 Кор. 4:1)

Епископы (архиереи) составляют высший чин в Церкви. Они могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы. По степени священства все епископы между собою равны, но наиболее заслуженные из них называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами, так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами.

Священники, а по-гречески иереи или пресвитеры, составляют второй священный чин после епископа. Они могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т. е. главного иерея, или первенствующего священника. Если священник является в то же время монахом, то он называется иеромонахом, т. е. священномонахом. Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита.

Диаконы («служители») составляют третий, низший, священный чин. Диаконы служат епископу или священнику при Богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут. Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона. Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон - архидиаконом.

«Священство Православной Церкви должно быть светло, как солнце, по качествам души своей и по жизни своей, и по высочайшему небесному, священноначальствующему и тайнодействующему сану своему»

(Праведный Иоанн Кронштадтский).