“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения

№ 22. О святой воде

«Освященная вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею» 

(святитель Димитрий Херсонский)

У православных христиан есть обычай употреблять освященную в церкви воду. Освященная вода это материальный образ благодати Божией, символ Божественной силы: она очищает верующих людей от духовной скверны, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Освящающее и животворящее действие святой воды простирается как на тело и душу человека, так и на все предметы, служащие для его духовной и телесной жизни.

Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - такую силу она получает через молитвенное призывание на нее благословения Божия. В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего: обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, автомобиля, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Однако первый пример был подан Господом Иисусом Христом, погрузившимся в реку Иордан и, тем самым, освятившим все естество воды. Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления (Крещения), называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня. Ее употребляет Церковь при освящении мира, антиминсов и артоса (в день Пасхи). Эту же воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Ленца), Церковь определила давать вместо причащения

Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, кто отлучен от причастия по тем или иным обстоятельствам. Такая вода имеет название великая агиасма, что в переводе с греческого означает "Святыня". Она освящается троекратным погружением креста, крестным знамением, благословением и несколько иными молитвами и песнопениями, нежели при малом освящении воды, совершаемом на молебнах (малая агиасма). Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни (т. е. пищи и пития).

Стоит отметить, что великое водоосвящение совершается только дважды в году: в праздник Крещения Господня и в канун этого праздника (18 и 19 января по новому стилю). Вода, освященная в эти дни, называется крещенской и имеет в себе особую благодатную силу. Однако многие полагают, что вода, освященная в Крещенский сочельник (18 января) и в сам день Богоявления (19 января), различны. Это мнение ошибочно, поскольку в данном случае при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «святая крещенская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника».

Святая вода обычно принимается верующими натощак в небольших количествах с благоговением и молитвой. Однако, при особой нужде в помощи Божией, при недугах или нападениях злых сил, ее можно с молитвой и благоговением пить и в другое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище, аккуратно умывать лицо.

Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим Вырицкий благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет. Если вдруг по какой-то причине святая (крещенская) вода была розлита, её исобходимо собрать чистой салфеткой или тряпкой, а затем сжечь салфетку, не выбрасывая в общий мусор.

Редко, но по разным обстоятельствам случается, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннее употребление. В таком случае ее следует вылить в какое-либо непопираемое место, — в ручей или реку, туда, где есть течение, в проточную воду, а сосуд или любую другую тару, в которой она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление (можно отдать в храм на сжигание). В любом случае, такая ситуация должна стать поводом относиться к святой воде более внимательно и благочестиво.

Если со вниманием прочитать все молитвы и особые прошения в чине освящения воды (6 т.ч. 6 Крещенском), становится ясным, что святой, точнее освященной, становится только та вода, которую освятили с молитвословиями в Церкви или на реке. А потому, почитать освященной любую воду, текущую даже из святого источника, является не совсем верным. Пить ее можно в любое время и в любых количествах.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.