Великое освящение храма в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского состоялось в Боголюбской Киновии 30 августа 2019 года. Чин совершил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон.
История Боголюбской Киновии, общежительного монастыря, ведет свое начало с середины XIX века. После основания Пещерного отделения Гефсиманского скита блаженный Филипп, принявший монашеский постриг с именем Филарет, решил поселиться в небольшой бревенчатой келье, расположенной у северного залива Скитских прудов. Вместе со старцем Филаретом на место будущей обители перешли из Пещерного отделения и его родные сыновья: Порфирий, Игнатий и Василий, чтобы служить ему как послушники. Первые насельники будущей Киновии жили в одной келье, молитвенное правило совершали на чердаке.
Со временем старец стал просить у святителя Филарета, митрополита Московского, разрешения на строительство при келье церкви. Благословение было получено, и в 1859 году на средства купчихи М.И. Логиновой рядом с кельей монаха Филарета был возведен каменный двухъярусный храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери.
После постройки каменной церкви невдалеке от Лавры священноначалие Троицкой обители обратилось к святителю Филарету с прошением устроить у храма «отдельную киновию» для погребения усопшей лаврской братии, а также странников и богомольцев мужского пола, умиравших в лаврской больнице и странноприимном доме.
Резолюцией от 23 марта 1861 г. митрополит Филарет утвердил предоставленное прошение, и при церкви Боголюбской иконы Божией Матери учредили «Киновию усопшей братии Лавры» или «Боголюбскую Киновию». Братское кладбище располагалось с южной стороны, у стен церкви; а место для погребения странников отвели еще южнее. Возглавил учрежденную киновию старец Филарет, позже принявший схиму с именем Филипп; его сыновья-послушники были пострижены в монашество с именами Прокопий, Галактион и Лазарь.
Схимонах Филипп, основатель Пещерного отделения Гефсиманского скита, преставился ко Господу в 1869 году, 150 лет назад. Место погребения его располагалось в нижнем храме построенной им Боголюбской церкви. Устроенная им пустынь продолжала расширяться. Братия и послушники проживали в пяти деревянных келейных корпусах, один из которых имел три этажа; за оградой стояло деревянное здание странноприимной. В 1875 году на западном краю обители было построено каменное двухэтажное здание трапезной. Между церковью и трапезной возвели Святые врата – главный вход на территорию Киновии для богомольцев.
К обители вела дорога, по которой многочисленные пешие паломники, не имевшие денег на извозчика, обычно добирались напрямую из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Гефсиманский скит. Чтобы подойти к вратам они по деревянному мостику пересекали залив скитского пруда и затем поднимались по ступеням крутой лестницы, устроенной по склону холма, на котором возвышались ворота. Сами постройки были лишены архитектурных излишеств и отличались утилитарностью.
В годы богоборчества даже эти строения Киновии были стерты с лица земли. Братское кладбище Лавры разорили, верхний храм переоборудовали под швейную фабрику, а нижний – в бойлерную. Все склепы и могилы были раскопаны и разрушены, а мрамор с надгробных плит разбивался для мощения им дороги, ведшей на северо-восток от Киновии. На кладбище за шесть десятков лет короткой истории Киновии, по восстановленным архивным данным, было погребено более 600 человек. Сама местность получила название «Каляевка», в честь убийцы великого князя Сергея Александровича Романова. В Каляевскую переименовали и бывшую Черниговскую улицу, ведущую к Скиту.
Божиим Промыслом сам храм уцелел. Ныне святыни возрождаются: ремонтно-реставрационные работы по восстановлению церкви Боголюбской Киновии начались в 2012 году. Сейчас, благодаря тщаниям благодетелей, храму возвращено былое благолепие; стало возможным совершить чин Великого освящения храма.
В своей проповеди по завершении литургии в храме в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского епископ Сергиево-Посадский Парамон обратился к молившимся на богослужении:
«Всех вас дорогие отцы, братья и сестры поздравляю с сегодняшним днем - великим освящением нижнего храма Киновии Боголюбской. Каждому человеку в жизни приходится переживать те или иные события связанные с тем, что нас окружает, связано с тем, в каком обществе мы живем, связано с тем, в какое время мы живем: созидательное оно или разрушительное. Мы стоим на том месте, где практически сто лет назад тоже стоял храм, тоже стояли люди, молились, просили у Бога милости. Но были и те, кто буквально через несколько лет это место осквернили, разрушили всю ту красоту, которую видели наши предки. Они попрали даже то братское кладбище, которое здесь было; не погнушались и его привести в такое состояние, чтобы была стерта память о тех, кто был здесь похоронен…
…Сейчас мы с вами живем в другое время. Время, когда эти попранные святыни Милостью Божией потихонечку восстанавливаются. И историческая память о тех людях, которые здесь трудились, жили, молились, - она тоже потихоньку восстанавливается. От того что человек делает в своей жизни, его имя в истории или прославляется или хулится. Поэтому для каждого из нас крайне важно, что мы делаем в тот или иной момент своей жизни, что мы совершаем. Мы думаем, что все наши поступки как будто пройдут незамеченными, но это на вряд ли. Святые угодники Божии и тот же основатель Киновии, который был юродивым, потом был пострижен в монахи и нашел свое пристанище именно в этом храме, здесь, в подклети этого храма, Филипп, Филарет в постриге; - он это место выбрал не зря, он выбрал его для своего подвига. И его имя не забыто и сегодня нами тоже снова вспоминается. И Логиновы, те, которые строили этот храм, они не думали, что после их кончины это место будет обезображено. А сейчас, после больше чем девяносто лет, мы снова можем наслаждаться той красотой, которая была создана еще до революции. И есть те люди, благодаря которым это место восстанавливается. Я хочу сегодня от души поблагодарить их за этот вклад, который они сделали для того, чтобы здесь снова произносилась молитва».
Владыка Парамон вручил Игорю Борисовичу Романову, радением которого стало возможным отреставрировать храм, богослужебную просфору и картину с видом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, сопроводив подарок напутственным словом: «Для каждого из людей, в особенности для верующего человека, когда храм освящается в честь его небесного покровителя, это особое переживание, это особая благодать. Не каждому Господь дает такую возможность. Вам Господь дал возможность – и Вы ей воспользовались; и дай Бог, чтобы на нашей русской земле было чуть больше тех людей, которым Господь давал бы такую возможность. Возможность делать добрые дела. Сердечно благодарим Вас за Ваш труд, за Ваш вклад».