На пятидесятый день по Пасхе Церковь молитвенно празднует день Святой Троицы.
Пятидесятый день по Воскресении Христовом приходился на ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память Синайского законодательства. Тогда все апостолы вместе с Божией Матерью находились в одной горнице в Иерусалиме: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).
Так, по обетованию Спасителя, явлен был Дух Святой, которым исполнились ученики, начавшие славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Огненные языки, в виде которых сошел Дух Святый, явили собой силу освещающей все проповеди учения Христова всем народам на Земле.
В тот день многие паломники, приехавшие в Иерусалим из разных стран, услышали проповедь на своих родных языках и тысячи человек приняли крещение. Так появилась Новозаветная Церковь. Ветхий Завет знал Единого Бога. Сын Божий, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета, руководимую Духом Святым.
В день праздника Святой Троицы после Литургии совершается Вечерня, на которой читаются три коленопреклоненные молитвы, обращенные к Триединому Богу.
Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духa. Oн является продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. День Святого Духа установлен «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы».
События, воспоминаемые ныне, связаны и с установлением чина о Панагии. По Церковному преданию, когда апостолы после сошествия на них Святого Духа еще находились вместе, до ухода на проповедь к разным народам, то за трапезой они оставляли за столом незанятое место и часть хлеба для Христа. По окончании благодарственной молитвы они подымали хлеб со словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велико имя Святыя Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам». Эту молитвенную традицию апостолы хранили и после своего ухода на проповедь. В день преставления Божией Матери апостолы были чудесным образом собраны вместе вновь. После погребения Пресвятой Богородицы, по завершении трапезы, они увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, окруженную Ангелами и обещающую пребывать с ними всегда.
Ныне в монастырях на трапезу после Литургии братия несет богослужебную просфору, из которой на проскомидии была вынута частица в честь Божией Матери. Просфора ставится в центре стола. По окончании трапезы Панагия возносится перед иконами с прославлением Святой Троицы и молитвою к Пресвятой Богородице.