“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения

День Святой Троицы

На пятидесятый день по Пасхе Церковь молитвенно празднует день Святой Троицы.

Пятидесятый день по Воскресении Христовом приходился на ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память Синайского законодательства. Тогда все апостолы вместе с Божией Матерью находились в одной горнице в Иерусалиме: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).

Так, по обетованию Спасителя, явлен был Дух Святой, которым исполнились ученики, начавшие славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Огненные языки, в виде которых сошел Дух Святый, явили собой силу освещающей все проповеди учения Христова всем народам на Земле.

В тот день многие паломники, приехавшие в Иерусалим из разных стран, услышали проповедь на своих родных языках и тысячи человек приняли крещение. Так появилась Новозаветная Церковь. Ветхий Завет знал Единого Бога. Сын Божий, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета, руководимую Духом Святым.

В день праздника Святой Троицы после Литургии совершается Вечерня, на которой читаются три коленопреклоненные молитвы, обращенные к Триединому Богу.

Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духa. Oн является продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. День Святого Духа установлен «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы».

События, воспоминаемые ныне, связаны и с установлением чина о Панагии. По Церковному преданию, когда апостолы после сошествия на них Святого Духа еще находились вместе, до ухода на проповедь к разным народам, то за трапезой они оставляли за столом незанятое место и часть хлеба для Христа. По окончании благодарственной молитвы они подымали хлеб со словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велико имя Святыя Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам». Эту молитвенную традицию апостолы хранили и после своего ухода на проповедь. В день преставления Божией Матери апостолы были чудесным образом собраны вместе вновь. После погребения Пресвятой Богородицы, по завершении трапезы, они увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, окруженную Ангелами и обещающую пребывать с ними всегда.

Ныне в монастырях на трапезу после Литургии братия несет богослужебную просфору, из которой на проскомидии была вынута частица в честь Божией Матери. Просфора ставится в центре стола. По окончании трапезы Панагия возносится перед иконами с прославлением Святой Троицы и молитвою к Пресвятой Богородице.

1 DSC_65151.jpg

2 DSC_65091.jpg

3 DSC_65141.jpg

5 DSC_65231.jpg

6 DSC_65281.jpg

7 DSC_65631.jpg

8 DSC_65781.jpg

9 DSC_65811.jpg

10 DSC_65861.jpg

11 DSC_65951.jpg

12 DSC_66101.jpg

13 DSC_66161.jpg

14 DSC_66201.jpg

15 DSC_66321.jpg

15 DSC_66311.jpg

16 DSC_66621.jpg

17 DSC_66761.jpg