“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Празднование Казанской иконе Божией Матери

04 Ноября 2022

В начале XVII века наша страна оказалась погружена в смуту междуцарствия, когда прервалась династия Рюриковичей. Этим воспользовались польско-литовские войска, силой и хитростью пытавшиеся завоевать ослабленное государство. Помимо завладением огромными просторами Руси захватчики пытались насадить на новых землях католическую религию. Поруганию от посланников Речи Посполитой тогда подверглись многие православные храмы, пострадали за веру христиане, оказавшие сопротивление новому крестовому походу.

По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ, доселе разобщенный и погрязший в смуте без царя, сплотился в святом деле защиты родной земли и веры. В ополчение, возглавляемое князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, пришел чудотворный образ Пресвятой Богородицы, ранее пребывавший в Казани. Не только войны, но и простые миряне тогда три дня строго постились и обратились к Господу и Его Пречистой Матери за помощью. Молитва была услышана: архиепископу Элассонскому Арсению, находившемуся тогда в плену у захватчиков, было видение преподобного Сергия Радонежского, который рассказал о перемене суда Божия по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные этим известием русские войска 22 октября 1612 года выбили польско-литовские войска из Китай-города, а потом, 24 октября, и из московского Кремля, где захватчики пытались спрятаться.

День празднования в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы был установлен не только церковным, но и государственным праздником в 1649 году царем Алексеем Михайловичем Романовым и являлся таковым вплоть до 1917 года.

Само же почитание Казанской иконы Божией Матери началось задолго до событий смутного времени. В 1552 году царю Иоанну IV Грозному перед штурмом Казани было явление – благовест московских колоколов. После взятия этого города из плена было высвобождено 60000 христиан, началось просвещение местных земель светом Евангельской истины. Сама чудотворная икона явилась 8 июля 1579 года, что послужило к скорейшему обращению к вере многих местных жителей. 

28 июня 1579 года страшный пожар истребил часть Казани. Вместе с другими погорельцами свой дом начал восстанавливать и стрелец Даниил Онучин. В это время его девятилетней дочери Матроне во сне явилась сама Божия Матерь и повелела достать из земли икону Ее, укрытую там христианами еще до освобождения Казани. Никто не поверил словам девочки. И лишь после третьего видения святыня была обретена. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. В последствии царь Иоанн Грозный распорядился устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, служил в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Обладая удивительным даром повествования, он еще в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был, записал случаи чудесных исцелений, произошедших от иконы: исцеления слепых, расслабленных.

В трудные дни, когда Москва была занята иноземцами, патриарх Ермоген оказался заточен в подвале Чудова Монастыря, но сумел отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем».
Суровым испытаниям в те времена подвергалась Свято-Троице Сергиева Лавра, осажденная польско-литовскими войсками. И чудесным образом в видении архиепископу Арсению явился игумен земли Русской, преподобный Сергий Радонежский, сказавший: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

В воскресенье, 25 октября (по старому стилю), русские дружины с Крестным ходом вошли в московский Кремль, неся Казанскую икону. Там она была встречена вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский поставил чудотворную Казанскую икону в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже тщаниями князя на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Образ, пребывавший в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесен в новоустроенный храм.

DSC_8186_.jpgDSC_7913_.jpgDSC_7924_.jpgDSC_7936_.jpgDSC_7951_.jpgDSC_7975_.jpgDSC_8168_.jpgDSC_8169_.jpgDSC_8019_.jpgDSC_8046_.jpgDSC_8173_.jpgDSC_8084_.jpgDSC_8089_.jpgDSC_8175_.jpgDSC_8182_.jpgDSC_8183_.jpg
DSC_8184_.jpgDSC_8185_.jpgDSC_8167_.jpgDSC_8179_.jpg