В Великий четверг Страстной седмицы вспоминается Тайная Вечеря, установление Таинства Евхаристии.
В этот день мы вспоминаем о Тайной Вечери, на которой Спасителем была установлена Пасха новая – великое таинство святейшей Евхаристии. О великом событии этом повествуют все Евангелия: Мф.26:17-29; Мк.14:12-25; Лк.22:7-30; Ин.13-17.
Вечером этого дня Спаситель сказал: «очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк.22:15-16).
Затем, сняв с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем и начал умывать ноги ученикам Своим, тем самым показывая пример смирения. То же являет собой символ Его пришествия в мир ради служения людям: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45).
После, по вкушении ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на вечери таинство Святого Причащения, потому и называется она Тайною.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28).
Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством. Таинство это совершается впредь и будет совершаться до скончания века за Литургией, по заповеди Господа, который сказал апостолам: «сие творите в Мое воспоминание» (1Кор.11:25).