В воскресенье, предшествующее пасхальному, молитвенно воспоминается одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа.
Повествование об этом событии есть у всех четырех евангелистов (Мф.21:1–11; Мк.11.1–11; Лк.19:28–40; Ин.12:12–19). Пророчества о Входе Господнем в Иерусалим можно найти в Ветхом Завете (Быт.49:10–11; Пс.8:2–3; Зах.9:9).
Накануне этого торжественного дня Спаситель воскресил своего друга Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе. Сотворено это чудо для того, чтобы ученики укрепились в вере и не потеряли надежду на жизнь вечную несмотря на грядущие испытания и Его Крестные страдания, ведь воскрешение Лазаря – прообраз Воскресения Самого Христа.
Люди же, до которых дошли вести о чуде, увидели в нем лишь мирскую сущность. В те времена Иерусалим был под властью Римской Империи, и иудеи ожидали своего царя, который освободит их от рабства. Сотворенное Спасителем чудо народ понял так, что пришел их царь – но царь земной, который принесет им процветание и обустроит их жизнь в этом мире.
Множество людей вышли встречать Его с ликованием и радостью. Спаситель въехал в Иерусалим на молодом осленке, прежде не объезженном, а рядом шла старая ослица – указание на непросвещенных язычников и иудеев, находившихся под тяжким ярмом закона. Все, кто буквально через несколько дней будут кричать «распни Его», в этот день искренне приветствовали Христа.
Сама неделя (на церковно-славянском так обозначается воскресный день) называется «неделя ваий». В символике события Входа Господня в Иерусалим важное место занимают пальмовые ветви – вайи. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества».
Праздник Входа Господня в Иерусалим открывает последнюю седмицу перед светлым торжеством Пасхи. В каждый из дней Страстной седмицы Святая Церковь дарует нам возможность еще раз осмыслить свою жизнь, чтобы, встретив сегодня Спасителя с пальмовыми ветвями (или вербами, как у нас принято), мы с чистым сердцем смогли помолиться на литургии в пресветлый день Воскресения Христова.