“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Вход Господень во Иерусалим. Вербное воскресенье.

26 Апреля 2021

25 апреля 2021 года Святая Церковь молитвенно вспоминает вход Царя Славы, Господа Иисуса Христа во святой град Иерусалим.

Прежде Своего входа в Иерусалим Господь наш Иисус Христос строго запрещал ученикам разглашать среди народа, что Он есть всеми ожидаемый Царь Израилев. Некоторые из людей, знавшие о великих делах Спасителя и рассуждавшие по совести, уразумели это сами, но для подавляющего большинства все еще требовалось явное свидетельство: «долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо» (Ин.10:24).

Поэтому Христос по приближении к Иерусалиму велит двум своим ученикам пойти в близлежащее селение, найти там ослицу привязанную и молодого осла вместе с ней и привести их к нему. «И если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу» (Лк.19:31).

По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, приводят осленка из некоторого "селения" (деревни), чтобы мы знали, что народ языческий был в большой простоте и невежестве. Ибо он никогда не подчинялся ни Моисееву учению, ни пророческому, но он был необученный осленок. Если же, как сказал другой евангелист (Мф.21:15), и дети взывали: "осанна Сыну Давидову", то и они могут означать тот же самый новый народ, который, веруя в Иисуса, явившегося плотью от семени Давидова, воссылал славу Богу, по написанному: "поколение грядущее восхвалит Господа" (Пс.101:19). Подъяремная же ослица, по иному толкованию, - символ народа иудейского, находившегося под ярмом закона, на которого был возложен груз ответственности, как на избранного, но люди эти не узнали Спасителя.

Дети, своими чистыми душами узревшие величие Господне, совершенно искренне приветствовали Его, но все остальные, кто встречал Спасителя в Иерусалиме, приняли Его за обычного, мирского царя, который, по их разумению, принесет им свободу от чужеродного владычества.

Святитель Филарет Московский в своем слове в Неделю ваий говорит: 

«Когда какому царю надлежит торжественно вступить в царственный город, сия торжественность составляется посредством предварительных распоряжений и приготовлений. Но ничего такого не видим у Господа нашего, до самого дня, – почти до самого часа, царского вшествия Его в Иерусалим. Вчера Он вечерял в Вифании, где воскресил Лазаря; и при помазании ног Его миром, говорил о предварительных распоряжениях не к воцарению, а к погребению Своему. Было там не мало народа, но не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят (Ин.12:9). 

Сегодня поутру идет Он в Иерусалим, сопровождаемый учениками, также как и в другие дни. Идяше преди (пошел далее), пишет святый Лука, восходя во Иерусалим (Лк.19:28). Нет никаких приготовлений. Никто не думает о Его воцарении. Сих же не разумеша ученицы Его прежде (Ин.12:16). Внезапно начинается сие, и вдруг совершается: «и бысть». Не доходя до Вифсфагии, недалеко уже и от самого Иерусалима, дает Он неожиданное повеление:и бысть, яко приближися в Вифсфагию и Вифанию, к горе нарицаемей Елеон, посла два ученик своих, глаголя: идита в прямную весь: и в нюже входяща обрящета жребя привязано, на неже никтоже николиже от человек вседе (Лк.19:29–30), – по другому евангелисту обстоятельнее: осля привязано, и жребя с ним (Мф.21:2). Примечайте внимательно, как поистине божественно действует Божественный Царь наш. 

Он видит пророчество, видит близкую минуту, когда ему надлежит исполниться: но еще нет орудий к исполнению оного. Он взирает не телесным оком Своим, но Своим всеведением: и потребное тотчас обретается: «абие обрящета осля привязано и жребя с ним». Чудесно, как найдено сие орудие, но и то не менее чудесно, как оно взято. Отрешивша, приведита Ми, глаголет Он двум ученикам. Господи! – могли бы сказать посылаемые, – как можно сие сделать, – отрешить чужое осля, неизвестным посланникам, и вести, куда не знает хозяин? Подлинно, сие могло затруднить апостолов. Видимая несбыточность повелеваемого могла сопровождаться непослушанием посылаемых, если в другом случае встреченное ими затруднение сопровождалось и бегством и отречением от Господа. И тогда бы дело разрушилось, и пророчество не исполнилось. Но и здесь божественное ведение Царя нашего провидело готовность посылаемых, а Божественная власть Его над сердцами укрепила их против всякого сомнения. То же ведение провидело вопрос хозяина осляти: почто отрешаета? Та же власть над сердцами предварительно дала на сие, по видимому, ни мало не убедительный для незнакомого, но на самом деле непреоборимым оказавшийся ответ: Господь требует (Лк.19:31). И посланные взяли, и привели осля, не зная, чье. И хозяин осляти отдал его, не зная, кому и на что. 

Между тем народ мног, не царски созванный, но пришедый в праздник (Ин.12:12) не по гласу провозвестника, но по славе воскресения Лазарева, исходит навстречу Иисусу. И, объятый внезапным восторгом, вместо приготовленных украшений, постилает Ему ризы, вместо царских знаков и оружия, берет ветви древесные. Предшествует, последует, восклицает кроткому Царю, без всякой царской пышности  спокойно несомому осленком, которого никакая человеческая рука не обучала до сей минуты ни к какому бремени. Как произошли все эти неожиданности? – Поистине, «сие все бысть, да сбудется реченное пророком». Сбылось несбыточное, дабы ясно было видно, что действует Тот, у Которого не изнеможет всяк глагол (Лк.1:37)».

0 DSC_44611.jpg

1 DSC_44731.jpg

2 DSC_44771.jpg

3 DSC_46901.jpg

4 DSC_44921.jpg

5 DSC_44961.jpg

6 DSC_45131-.jpg

7 DSC_46891.jpg

8 DSC_45551.jpg

9 DSC_45771.jpg

11 DSC_46151.jpg

13 DSC_46321.jpg

15 DSC_46431.jpg

16 DSC_46671.jpg

17 DSC_46581.jpg

18 DSC_46941.jpg