“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

В память о философах

05 Февраля 2013

panihida-050213-1В обители прошла панихида о монахе Клименте (Леонтьеве) и Василии Розанове.

5 февраля вспоминают русского философа Василия Васильевича Розанова, умершего в этот день в 1919 году. Он, как и другой знаменитый мыслитель Константин Николаевич Леонтьев, принявший монашеский постриг с именем Климент, захоронены на братском кладбище Гефсиманского Черниговского скита.

Творчество этих выдающихся представителей русской философской школы чрезвычайно актуально в наши дни. Одна из самых известных работ Леонтьева – "Византизм и славянство". Как оценивал этот трактат Василий Васильевич Розанов, идейный последователь Константина Николаевича, «в сфере мышления он должен быть поставлен впереди своего века». Именно поэтому работа, которую мыслитель считал своей лучшей, была по достоинству оценена лишь в начале двадцатого столетия.

Отношение Леонтьева к современному ему состоянию европейской цивилизации можно охарактеризовать, как "философскую ненависть к формам и духу новейшей европейской жизни".

Несмотря на то что многие идеи Константина Николаевича созвучны с предложениями славянофилов, сам философ не примыкал к этому обществу, но наоборот часто подчеркивал бессодержательность племенной связи самой по себе.

Возможность спасения России Леонтьев видел в разрешении так называемого Восточного вопроса. В своих работах мыслитель указывал на возможность создания восточно-православной религиозной, культурной, но никак не административной конфедерации славянских стран.

Такая общность могла бы стать противовесом угасающей Европе, стремящейся к объединению и усреднению, о чем философ говорил в одной из своих работ:

«Вся Европа с XVIII века уравнивается постепенно, смешивается вторично. Она была проста и смешана до IX века; она хочет быть опять смешана в XIX веке, она стремится посредством этого смешения к идеалу однообразной простоты и, не дойдя до него далеко, должна будет пасть и уступить место другим. Весьма сходные между собой вначале кельто–романские, кельто–германские зародыши стали давно разнообразными, развитыми организмами и мечтают теперь стать опять сходными скелетами. Дуб, сосна, яблоня и тополь недовольны теми отличиями, которые создались у них в период цветущего осложнения и которые придавали столько разнообразия общей картине западного пышного сада. Они сообща рыдают о том, что у них есть еще какая–то сдерживающая кора, какие–то остатки обременительных листьев и вредных цветов, они жаждут слиться в одно, в смешанное и в упрощенное среднепропорциональное дерево… Везде одни и те же более или менее демократизированные конституции. Везде германский рационализм, псевдобританская свобода, французское равенство, итальянская распущенность или испанский фанатизм, обращенный на службу той же распущенности… везде слепые надежды на земное полное равенство! Везде ослепление фаталистическое, непонятное! Везде реальная наука и ненаучная вера в уравнительный и гуманный прогресс…»

Леонтьев был убежден, что Россия еще не достигла периода культурного рассвета. Поэтому влияние западных уравнительных идей может оказаться для нашей страны смертельным ядом, который погубит ее преждевременно.

Василий Васильевич Розанов заинтересовался идеями Леонтьева незадолго до смерти последнего. Два мыслителя даже вступили в оживленную переписку, но, к сожалению, так и не увиделись лично. Константин Николаевич назвал своего будущего последователя человеком, который понимает его сочинения именно так, как он хотел, чтобы их понимали.

Позже Василий Васильевич выступал с критикой некоторых идей Леонтьева, которые шли в разрез с его пониманием Православной веры. Однако, в целом, до конца своего жизненного пути Розанов признавал Леонтьева, как одного из тех мыслителей, кто четко предвидел будущие испытания, которые понесут христиане в нашей стране.

В отличие от Леонтьева Розанов, отличавшийся в своих философских исканиях переходами между противоположностями, был куда ближе к славянофилам и живо интересовался творчеством Федора Михайловича Достоевского. Считается, что заграница вообще мало интересовала Розанова.

Однако в поездках за рубеж ярко проявляется сложный характер идей Розанова, который, например, завораживается в Италии наследием языческого мира, но при этом рьяно отстаивает русские православные традиции.

Василий Васильевич, как и Константин Николаевич, несмотря на всю неоднозначность своих суждений, был сознательным противником секуляризированной Европы. Тема брака и рода – одна из ключевых в наследии философа, и в этом отношении он с глубокой скорбью отмечает падение религиозного отношения к этим вопросам и отмечает, что «надвигающейся новый век будет эрой глубоких коллизий между существом религиозным и таинством брака и между цивилизацией нашей, типично и характерно атеистической».

panihida-050213-2Розанов критикует современную ему западную цивилизацию, которая уже тогда начала клониться к закату. Мыслитель здесь противопоставляет христианский Запад Востоку: в православии «все светлее и радостнее». Отход от христианства в Европе, по Розанову, сказывается и на устройстве западной семьи, нравственных устоях: «Весь Запад, продолжая хранить декорум религии, в тайне души и ... в практике жизни разошелся с христианством».

Несмотря на «срывы» в философских поисках Розанова русская церковная иерархия и духовенство продолжали относиться к нему с любовью и пониманием. Скончался Розанов благочестивым христианином (4 раза исповедовался и причащался перед смертью), оставив литераторам России свое исповедническое завещание: «Помните Христа и Бога нашего»

Каждый год почтить память великих философов в скит приезжает делегация от Центральной районной библиотеки им. В.В. Розанова. Вот и на этот раз даже последствия непогоды, буквально парализовавшие движение во всем городе, не помешали деятелям культуры посетить скит и присутствовать на панихиде о монахе Клименте (Леонтьеве) и Василии Розанове. Нашу обитель посетили литературовед, директор издательства "Прогресс-Плеяда" Станислав Стефанович Лесневский; солистка народного хора республики Карелия Римма Крапивина; литератор, историк, издатель Алексей Леонидович Казаков, а также сотрудники Центральной библиотеки.