“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения

Праздник Преображения Господня

“Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою,
якоже можаху: да возсияет и нам грешным
свет Твой присносущный, молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе”.
(тропарь праздника)

   

По свидетельству святого евангелиста Луки, целью восшествия Христа на Фаворскую гору была молитва, а не преображение: “Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться” (Лк.9:28). Само Преображение как чрезвычайный факт явилось следствием и результатом молитвы. Во время молитвы “они видели лицо Его блистающим, подобно молнии, и одежды Его белыми, как свет” (прп. Е. Сирин. Избранные творения).

Божественное Откровение учит нас, что Бог не только живет во свете неприступном как в Своей, Ему присущей стихии, но Он сам в существе Своем есть Свет. Не случайно Он именуется Солнцем правды, могущим просветить каждого человека. В силу этого каждое разумное существо, как человеческой, так и ангельской природы, в общении с Богом, своим Творцом, имеет счастье попадать в сферу этого благодатного Света, просвещается, согревается и освящается лучами Его. Вспомним, как Боговидец Моисей, которому были открыты тайны Божии, во время беседы с Богом на Синайской горе приобщился этого Божественного света не только на время, но на всю жизнь. Когда он сходил с горы, на него не могли смотреть, ибо лицо его излучало палящий свет. Моисей до конца дней своих носил на голове специальное покрывало. В нашем общении с Богом мы имеем возможность приобщиться к свету и ходить во свете Христовом. 

Вот и сегодня мы пришли за этим в храм Божий и верим, что Просиявший ныне на Фаворе сияет во все дни и просвещает Своим светом всякого приходящего в мир. Грех, а также его разрушительные последствия часто закрывают от нас свет Христов. И сами мы, как Адам после грехопадения, пытаемся скрыться от всевидящего ока, от светящих лучей Христа, стараемся скрыться в места темные и как будто незаметные. По природе своей мы от того Света, мы часть Его, но пока наша душа скрывается в храмине плоти, плоть закрывает иногда этот свет. В минуты особого духовного подъема и озарения этот свет пронизывает все наше существо, освещая нас не только внутри, но и снаружи. Многие угодники Божии достигали такой вершины совершенства, что их видели в огне стоящих и сияющих. В каждом человеке есть Божий свет, и если мы дорожим им, ходим во свете, умножаем его, то в момент, когда человек предстанет перед Богом, свет этот будет нашим лучшим одеянием, прекраснейшей одеждой нашего оправдания. Слово Божие говорит: “Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их” (Мф.13:43). 

Как же уберечь в себе Божественный свет? Для этого дается человеку благодать молитвы. Молитва – это беседа с Богом. Сам Христос Спаситель неоднократно, и особенно в момент своего преображения на Фаворе, являл нам пример возвышенной молитвы, могущей творить дивные дела, приводить человека в состояние, называемое преображением. У человека всегда есть счастливая и благодатная возможность приблизиться к Богу, открыть ему всю наготу своей души, все сказать в молитве. Молитва возносит человека до небес, делает его собеседником Божиим и соучастником блаженства всех небожителей. Молитва умиротворяет нас, угашает наши страсти и скорби, преображает нас. Молитва открывает человеку ведение, умножает благодатные дары Святого Духа. Святой пророк Даниил во время молитвы получил от архангела Гавриила весть о наступлении Царства Христовой благодати. Престарелые праведные Иоаким и Анна во время молитвы получили от Ангела радостную весть о рождении от них благословенной Отроковицы Марии. Святой Захария в молитве в храме принял от архангела Гавриила благодатную весть о рождении Иоанна Предтечи. В молитве Пресвятая Дева восприняла весть архангела Гавриила о рождении от Нее Сына Божия. 

В молитве многие святые угодники получили чрезвычайные откровения, служившие потом утешением и назиданием верующим. Обо всем этом мы говорим сегодня для того, чтобы понять силу молитвы, могущую преобразить и нас по примеру нашего Спасителя. В преображении нуждается человек. Оно необходимо для жизни. Жажда преображения свойственна нашему духу в силу нашего богоподобия. Каждое евангельское событие учит нас истине и делает нас причастниками этой истины. Но чтобы стать причастником истины, каждому из нас необходимо быть настоящим человеком, сыном Божиим, ходящим во свете Христовом. А таким может сделать нас молитва. Ею можно познать, насколько благ Господь. Кто вкусит однажды этой благости, для того молитва станет потребностью.

В этот великий праздник, испросим у Господа дара боговедения Моисея, ревности пророка Илии, веры апостола Петра, любви апостола Иоанна, терпения апостола Иакова, сподобившихся быть свидетелями Его Преображения.