“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Вознесение Господне

Естество человеческое, Христе,
тлением падшее возставил еси,
 и восходом Твоим вознесл еси,
и с Собою нас прославил еси.

(3 песнь канона)

Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа. «Возшед на небеса отонудуже и сошел еси» – поет сегодня Святая Церковь, подчеркивая этим величие нашего Спасителя и Господа. Он сошел с небес на землю, чтобы спасти род человеческий и, завершив великое Свое земное служение, избавив людей от вечной смерти, возвращается к Своему Отцу – туда, где пребывал и раньше.

Мы знаем, что ученики ближайшие, апостолы неразлучно пребывали с Ним во все дни Его земной жизни. И вот наступила последняя встреча - и за не долгая разлука до Его второго пришествия на землю. Утешая их Спаситель сказал: «Иду уготовать место вам, и аще уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете» (Ин. 14:2-4).

Сколько в этих словах любви и попечительной заботы об апостолах, а в их лице и о всех нас. Господь для искупления наших грехов принял человеческую плоть. Он освятил ее Своей Божественной силой и с этой преображенной плотью вознеся на небо. На то высшее небо, где особенно пребывает Бог, куда не проникает ни грех, ни смерть, где пребывает только святость и правда, где Бог открывает славу Свою в неприступном блеске. И вот там, в этом месте постоянного присутствия Божия, наш Господь Спаситель пошел приготовить место всем истинным последователям Его. Возносился Он на небо Своей собственной силой, показав при этом Свое Божественное величие.

Святитель Григорий Двоеслов в своей беседе, говоренной к народу в храме Св. Апостола Петра на Вознесение Господне, уточняет: «надобно заметить, что об Илии повествуется, что он вознесся на колеснице, дабы ясно показать, что чистый человек имел нужду в посторонней помощи. Потому что через Ангелов устроена и показана эта помощь, так как и на воздушное небо не мог сам собой вознестись тот, кого тяготила слабость природы его. Но об Искупителе нашем повествуется, что Он вознесся не на колеснице, не на Ангелах, потому что Своей силой возносился Тот, Кто все сотворил и выше всего. Ибо Он возвращался туда, где был, и возвращался оттуда, где имел временное пребывание, потому что когда Он по человечеству возносился на небо, тогда по Божеству Своему равно содержал и землю, и небо».

Как Бог всегда Он был на небесах и на всяком месте. А вот теперь Свое человеческое естество, которое Он принял от Девы Марии, Он вознес к Небесному Престолу Божию. Радость учеников и Апостолов была безмерна – они осознали величие Того, с Кем находились в тесном общении как друзья. «Вы други мои» (Ин. 15:14) – так называл Господь своих учеников.

Вознесение Господне на небо имеет ближайшее отношение к нашему спасению, к личному спасению каждого из нас. Как поучает апостол Павел: «вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, а не земная» (Кол. 3:1-2). Для осуществления этого высокого призвания верный Помощник нам Сам Господь. Он обещал апостолам: «И се Аз с вами во вся дни, до скончания века» (Мф. 28:20). Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, обретается человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем.

Когда Христос говорит нам: «Отвергнись себя, возьми крест свой и последуй за Мной» (Мф. 16:24) – Он говорит не только о том, что во временном нашем пребывании мы должны отказаться от земных привязанностей и взять на себя всю тяжесть земной жизни в последовании за Ним, но и о том, что мы призваны следовать за Ним и, по Его собственному слову, быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной. Нам следует готовить себя достойной жизнью, чтобы быть соучастниками этой славы.

Во свете Вознесения Христова нам ясен наш земной путь и наше назначение – быть соучастниками славы Божией. Обратим свой взор к небу, – туда, куда вознесся Христос. Святая Церковь особенно в этот день напоминает нам, что там, куда вошел Господь, вечные обители праведных. Там радость постоянного лицезрения Бога! Там вечная жизнь!