“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

№ 18. О благопристойном облике прихожан

«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая»

(1 Кор. 11: 4,5).

Храм - это дом Божий, дом молитвы (Лк. 19, 46). Он освящается Божественной благодатью и священно-действенными молитвами. Поэтому входить в храм и вести себя в нем нужно непременно благоговейно и скромно, не привлекая к себе внимания, не смущая и не мешая молящимся в нем.

Совершенно неприемлемо появляться в храме в состоянии алкогольного или иного опьянения, использовать нецензурную брань, вести себя неуважительно по отношению к Святому месту и окружающим людям.

Вместе с тем, это касается и внешнего вида прихожанина, поскольку «содержание и форма тесно связаны друг с другом» и в этом отношении «одежда является необходимым атрибутом человеческой нравственности», - пишет архимандрит Рафаил (Карелин).

Если мы обратимся к иконам и росписям храмов, то сразу заметим, что ангелы зачастую изображаются в длинных и светлых одеяниях, в то время как бесы - наги и черны.

Поэтому одеваться в храм следует так, чтобы большая часть тела была прикрыта (неуместны короткие юбки и шорты), а сама одежда - не прозрачная. Данное правило одинаково применимо как к мужчинам, так и к женщинам.

Кроме того, христианская одежда должна отвечать полу, возрасту и месту. А потому использование женщинами брюк, а мужчинами шорт и маек, в том числе прозрачных - является неблагоразумным и недостойным поведением для посещения храма Божия.

«Если для христиан одно из назначений одежды - предохранить себя и других от соблазнов, то новые моды преимущественно имеют противоположную цель: обратить внимание на тело человека и вызвать чувство похоти»

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Недопустимо использование женщинами губной помады, поскольку прикладываясь к иконам и кресту, они пачкают святыню! Тем более категорически запрещается подходить с накрашенными губами ко Святому Причастию.

Между тем, для некоторых прихожанок остается непонятной необходимость покрытия головы при входе в дом Божий. Однако ясный и недвусмысленный ответ на этот вопрос был дан давно. Святой апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам пишет: «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога». Поэтому представляя собой даже малый и незначительный факт, покрытие головы свидетельствует о важных духовных явлениях, и в первую очередь указывает на подчинение Божиему порядку. Истину о том, что «жене глава муж» апостол Павел основывает на том, что во всем есть определенный порядок, который касается даже взаимоотношений Христа и Бога Отца. При этом в духовном отношении муж и жена совершенно равны. Но благодать, делающая всех равными пред Богом, не устраняет соподчинения, относящегося к плоти. И хотя во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, но, находясь еще на земле, люди имеют половозрастные, национальные и другие отличия.

Руководствуясь этими несложными правилами, православным христианам следует радеть о благопристойности своего внешнего и внутреннего облика не только при посещении храма Божия, но и в повседневной жизни.

«Целомудрие это всеобъемлющая заповедь. Оно должно быть внутренним состоянием человека и проявляться во внешнем. Христиании должен быть целомудренным и при людях и наедине. Без целомудрия невозможно стяжание благодати, а без благодати - радость на земле и вечное спасение на небе»

Архимандрит Рафаил (Карелин)