“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

№ 15. О гордости и смирении

«Бог гордым противится, смиренным же дает благодать»

(1 Пет. 5:5)

Гордость - начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору, говорил свт. Иоанн Златоуст.

Гордость - это страсть. По слову прп. Иоанна Кассиана Римлянина, она представляет собой беспорядочное пожелание собственного превосходства или возвышения. Это «презрение ближнего, предпочтение себя всем, омрачение ума и сердца, смерть души в духовном отношении» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Главным свидетельством того, что гордость смертельна для всякого человека, является повествование Священного Писания об одном из ангелов - Деннице, согрешившем против Бога и ставшим демоном. Имея свободную волю, дарованную Творцом всем бесплотным ангелам, и будучи приближенным к Господу, он возгордился и пожелал стать равным Ему, вследствие чего и пал с Неба. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла... Им увлечено, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом, они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу».

О том, откуда берется гордость в человеке, размышляли многие святые отцы. Интересно пишет об этом свт. Феофан Затворник: «... Откуда страсти? Ни один человек не рождается со страстию определенною.

Каждый из нас приходит в свет сей только с семенем всех страстей — самолюбием. Сие семя потом жизнию и свободною деятельностию развивается, растет и раскрывается в большое дерево».

Василий Великий, в частности, пишет: «Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других - одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным».

Нет никакой другой страсти, которая бы так истребляла все добродетели, лишала человека всякой праведности и святости и обнажала, как гордость

(Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)

Подобным образом об этом свидетельствует свт.

Иоанн Златоуст: «Сколько бы мы ни совершили добрых дел, этот порок не позволяет им укрепиться в нас и неразлучно с нами пребывать, но, подобно какому-либо корню, препятствует им оставаться в нас непоколебимыми. Человек надменный постоянно сокрушается скорбью, постоянно досадует, постоянно сетует. Ничто не может утолить его страсти... Гордость несвойственна благоразумию, напротив, чрез нее ты лишаешь себя права носить название благоразумного».

Как же можно потушить гордость? Безусловно, первым шагом к избавлению от этого недуга является осознание того, что он поселился в сердце. Святые отцы предлагают множество наставлений о том, как распознать в себе гордость и как бороться с нею. Св. прав.

Иоанн Кронштадтский пишет: «Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин». Прп. Симеон Новый Богослов также указывает на то, что если кто, когда его оскорбляют, бесконечно страдает, «пусть узнает из этого, что он носит внутри древнего змия».

Для того чтобы встать на путь борьбы с гордостью, нужно, по слову свт. Иоанна Златоуста, познать Бога: «Если она происходит от незнания Бога, то когда познаем Его, от нас удалится всякая гордость.

Подумай о геенне, подумай о тех, которые гораздо лучше тебя, подумай о том, насколько ты виновен пред Богом. Если подумаешь об этом, то скоро укротишь свой разум, скоро смиришь его. Но ты не можешь этого сделать? Ты очень слаб? Подумай о настоящем, о природе самого человека, о том, как ничтожен человек».

У страстей обычно бывают противоположные им добродетели. Так, гордости противопоставляется смирение.

Более того, смирение лежит в основе всех других добродетелей, сохраняя их от расхищения гордостью и тщеславием. А потому, как говорят святые отцы, без смирения невозможно спастись. Прп. авва Дорофей учит: «смирение... покрывает душу и от всякой страсти, и от всякого искушения».