“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

№ 25. О литургии ч.1

Литургия - самое важное богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения.

В переводе с греческого слово «литургия» значит «общее дело» или «общее служение». Божественная литургия называется также Евхаристией - благодарением. Совершая ее, мы благодарим Бога за спасение рода человеческого от греха, проклятия и смерти. Литургия называется и «обедней», так как ее положено совершать в полуденное (предобеденное) время. В апостольское время Литургия именовалась еще и «преломлением хлеба» (Деян. 2, 46) или «агапой», т.е. вечерей любви.

Божественная литургия есть благодарное воспоминание бесконечной любви Спасителя к нам. В своих священных действиях она изображает историю земной жизни Христа Спасителя.

Божественная литургия совершается священником или архиереем в храме, на престоле, на освященном архиереем плате, который называется антиминсом. Совершитель Таинства есть Сам Господь.

В молитвах и священнодействиях благодарения нисходит благодать Святого Духа на приготовленные хлеб и вино и делает их Святым Причастием - Телом и Кровью Христовой.

Божественная литургия состоит из трех частей:

  1. проскомидии
  2. литургии оглашенных
  3. литургии верных.

Составителем первого чина литургии христианской Церкви считается святой апостол Иаков, брат Господень.

В четвертом веке святитель Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин Литургии, а святитель Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая Литургия святого апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского.

Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме Великого поста - тогда она служится по субботам, в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Неделю ваий.

Десять раз в году совершается литургия святителя Василия Великого.

«В нас нет истинной жизни без источника жизни - Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим» 

(святой праведный Иоанн Кронштадтский)

По средам и пятницам Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, имеющая особый чин.

«Проскомидия» - слово греческое и значит: принесение. Так называется первая часть Литургии, от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит: приношение.

Проскомидия совершается священником на жертвеннике при закрытом алтаре, вполголоса. Завершается она, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й часы по Часослову.

Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, но собственно для причащения употребляется одна просфора - Агнец. Вторая просфора называется «Богородичною», из нее вынимается одна частица в честь Божией Матери. Из третьей просфоры, называемой «девятичинной», вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается Литургия. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых, а из пятой - за умерших. Наконец, вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие «поминания» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих. В настоящее время обычай принесения в храм просфор верующими утрачен. Чаще просфоры выпекают в монастырях или при храмах. Когда мы подаем поминовения с именами своих ближних, мы вносим посильную жертву, в том числе, за изготовление просфор.

«Дорогие мои, паства моя богодарованная, любите Божественную литургию, берегите благоухающую розу Христову, просвещайте свои души светом солнца Божественного; считайте потерянным днем в своей жизни тот, когда вам не удалось быть за Божественной литургией... Благодарите Господа всегда за тот величайший дар, перед которым трепещут ангелы» 

священномученик Серафим Дмитровский (Звездинский)