“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Проповеди

«Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды –  Христо́с Бог наш, и разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, и упраздни́в смерть, дарова нам живо́т ве́чный»

(Тропарь, глас 4)

Сегодня православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании.

    Источник исцелений во всечестнем храме Девы днесь являет Господь чрез живоносный Твой образ, обновляя души и телеса, верою и любовию Богородицу Величающих (кондак).

Согласно древнему церковному Преданию, первую икону Пресвятой Богоматери написал еще при Ее жизни святой апостол и евангелист Лука. Сама Пречистая Богородица, увидев это изображение, благословила его, сказав, что с этой иконой пребудут Ее Благодать и Сила. И сами эти Благодать и Сила, данные ей Богом, Он обнаруживает, иногда, явным для всех образом через очевидные чудеса исцелений и вспоможений (в трудных жизненных ситуациях) от Ее икон, прославляя, таким образом, Свою Пресвятую Матерь и Ее достойное изображение. Церковь, как правило, в день явления первого чуда от иконы, и устанавливает, в знак благодарности Богу и Царице Небесной, особое памятное чествование иконы или праздничное богослужение, согласно событию.

«В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».

(тропарь праздника)

Сегодня мы с вами празднуем Успение Пресвятой Богородицы. После Вознесения Господа, Его Пречистая Матерь жила в доме апостола Иоанна, любимого ученика Христа. Иоанн заботился о Ней, как о родной матери. Все апостолы только и утешались тем, что могли видеть Пречистую Матерь Своего Господа. Они советовались с Нею обо всех своих намерениях и отправлялись в путь лишь с Ее благословения.

“Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим, славу Твою, якоже можаху: да возсияет и  нам грешным свет Твой присносущный, молитвами  Богородицы, Светодавче, слава Тебе”.  (тропарь праздника)

По свидетельству святого евангелиста Луки, целью восшествия Христа на Фаворскую гору была молитва, а не преображение: «Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (Лк.9,28). Само Преображение как чрезвычайный факт явилось следствием и результатом молитвы. Во время молитвы “они видели лицо Его блистающим, подобно молнии, и одежды Его белыми, как свет”(прп. Ефрем Сирин).

«Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф.26:41)

Сегодня, 19 июля, мы молитвенно празднуем память преподобного отца нашего Варнавы, прославленного в лике Радонежских святых.

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святого Духа со всеми» (2Кор.13:13).

Сегодня мы вспоминаем тот день, когда Святой Дух сошел на первых учеников Христовых. «При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом их них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-4).

«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл: ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:7).

События Вознесения описываются двумя евангелистами этого события. Более подробно апостолом Лукой в последней главе, написанного им, Евангелия и в первой главе книги Деяний Апостольских. Кратко, в одном предложении, описывает это событие евангелист Марк. Перед Вознесением Господь долго беседовал с учениками, давая им заповедь: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16:15). 

Христос Воскресе!

Сегодня вся наша Церковь и мы вместе с вами повторяем с великой радостью и особым волнением эти великие и победоносные слова. Мы их повторяем с той же верой, с которой – именно в этот день – они были произнесены. Мы их произносим с тем же убеждением, которое было вложено в них очевидцами преславного события. Наша вера проистекает от их свидетельства, а оно проявилось от видения, слышания, непосредственной встречи, прикосновения к рукам, ногам и пронзённым ребрам.

        «Ликуй от радости, дщерь Сиона,  торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий,  сидящий на ослице и на молодом осле,  сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

 Вход Господень в Иерусалим Православная Церковь отмечает в последнее, шестое воскресенье Великого поста. Это один из 12-ти двунадесятых праздников в Православии. Этим праздником заканчивается святая Четыредесятница (Великий пост), после которого наступает Страстная седмица (неделя).

«Днесь спасения нашего главизна»

(из тропаря праздника)

Как рождается подвиг? Он рождается благочестивым воспитанием и дальнейшим развитием благочестия уже самим воспитуемым и, как следствие, из этого произрастает неуклонная вера в будущую жизнь через постепенное отрешение от нынешней. Отрешение же дает подвиг, так как человек в первую очередь начинает думать об окружающих и уже только через эту призму он начинает правильно видеть себя, отрешение ему дает как бы опору, чтобы смотреть на всё не с точки зрения себя. Очень нелегко признать, но мы привыкли уже с детства смотреть на все через призму самого себя и это естественно для человека как живого организма, но человек не только живой организм, он еще и образ, и подобие Божие.

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви…» (самогласен на стиховне, гл.3).

Наступает Великий пост. Семь недель святого поста, стоящие преддверием великого праздника во славу Христа Спасителя, по выражению святых учителей Церкви, - лествица, по которой христиане должны восходить к духовным совершенствам. Сумевший и успевший пройти твердой стопой по этой лествице способен принять в себя дары Святаго Духа и созерцать величайшее таинство Христова Воскресения.

«…Преподобне отче Варнаво, …коемуждо страждущему:  и нищу и царю, - пастырь кроток,  утешитель и целитель явился еси…»

(отрывок из тропаря)

В 1906 году 17 февраля (2 марта по новому стилю) скончался духовник Гефсиманского скита и основатель Иверского Выксунского женского монастыря старец Варнава 75 лет. Это был простой иеромонах родом из русских крепостных крестьян Тульской губернии, не получивший специального богословского образования, проживший большую часть своей жизни в скиту близ Троицкой Лавры. Это был удивительный человек, у которого духовно окормлялись не только братия скита, но и сотни тысяч людей разных сословий из многих уголков России.

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси  в храм Господень».

(Величание праздника)

Праздник Сретения Господня - один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию». Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

“Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение“ (Мф.3:17)

Сегодня православные христиане отмечают великий праздник — Богоявление или Крещение Господне. Как повествует нам Святое Евангелие, после возвращения из Египта вочеловечившийся ради нашего спасения Сын Божий Иисус Христос до тридцати лет жил в Назарете в полном послушании у родителей, смиренно скрывая славу Своего Божества. Когда же пришло время исполнить волю Отца Небесного, показать и открыть людям путь в Царствие Божие, взять на Себя грехи всего мира и освободить мир от власти диавола, “тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него” (Мф.3:13).

«Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь»

(Лк.2:10-11)

Рождественская ночь светлее всякого дня, потому что не просто солнце, а Солнце Правды восходит над землей. Маленькие свечки в наших руках – они ярче сияющих звезд. На улице зима, а в наших душах весна цветущая. Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; имя Ему: Бог крепкий (Ис.9:6).

Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? (Евр. 1, 14) 

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября - по старому). День этот – главный из всех праздников в честь святых Ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми. Церковь, именуя праздник Собором, указывает на соединение, совокупность всех святых Ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, ибо они все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу. 

“Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия!”

(Послание апостола Павла к коринфянам).

День Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня — один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. 

«от плодов их познаете их»

 (Мф.7:16)

"День рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Ей обновился весь род человеческий, и печаль праматери Евы переменилась в радость" («Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники»).

Источник исцелений во всечестнем храме Девы днесь являет Господь чрез живоносный Твой образ, обновляя души и телеса, верою и любовию Богородицу Величающих

(кондак).

 Согласно древнему церковному Преданию, первую икону Пресвятой Богоматери написал еще при Ее жизни святой апостол и евангелист Лука. Сама Пречистая Богородица, увидев это изображение, благословила его, сказав, что с этой иконой пребудут Ее Благодать и Сила. И сами эти Благодать и Сила, данные ей Богом, он обнаруживает, иногда, явным для всех образом через очевидные чудеса исцелений от Ее икон, прославляя, таким образом, Свою Пресвятую Матерь и Ее достойное изображение . Церковь, как правило, в день явления первого чуда от иконы, и устанавливает, в знак благодарности Богу и Царице Небесной, особое памятное чествование иконы или праздничное богослужение, согласно событию.

«В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша»

(тропарь праздника)

Сегодня мы с вами празднуем Успение Пресвятой Богородицы. После Вознесения Господа, Его Пречистая Матерь жила в доме апостола Иоанна, любимого ученика Христа. Иоанн заботился о Ней, как о родной матери. Все апостолы только и утешались тем, что могли видеть Пречистую Матерь Своего Господа. Они советовались с Нею обо всех своих намерениях и отправлялись в путь лишь с Ее благословения.

“Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе”. (тропарь праздника)

По свидетельству святого евангелиста Луки, целью восшествия Христа на Фаворскую гору была молитва, а не преображение: “Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться” (Лк.9:28). Само Преображение как чрезвычайный факт явилось следствием и результатом молитвы. Во время молитвы “они видели лицо Его блистающим, подобно молнии, и одежды Его белыми, как свет” (прп. Е. Сирин. Избранные творения).

«Дары различны, но Дух один и тот же. Одному дается Духом

слово мудрости… иному вера… иному дары исцелений»

(1 Кор.12:4-9)

Сообразно с нравственными качествами человека, его характером, образом жизни, воспитанием и дары даются различные. Преподобный Варнава обладал даром веры. Для него не существовало преград между нашим миром и миром загробным. Никакой и тени сомнений и колебаний у него не было в отношении истин веры. Все его существо было проникнуто этой верой, все его поступки вытекали из этой веры.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе… (Деян. 2:1).

Через пятьдесят дней после Светлого Христова Воскресения Церковь торжественно отмечает праздник Святой Троицы. Незадолго до вознесения Господь заповедал ученикам: вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше (Лк. 24:49), вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым (Деян. 1:5). И вот, когда иудеи праздновали ветхозаветную пятидесятницу, один из трёх великих праздников празднуемых иудеями в память дарования закона на горе Синай, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они [апостолы] находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго… (Деян. 2:2-3).

Естество человеческое, Христе, тлением падшее возставил еси,  и восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси.

(3 песнь канона)

Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа. «Возшед на небеса отонудуже и сошел еси» – поет сегодня Святая Церковь, подчеркивая этим величие нашего Спасителя и Господа. Он сошел с небес на землю, чтобы спасти род человеческий и, завершив великое Свое земное служение, избавив людей от вечной смерти, возвращается к Своему Отцу – туда, где пребывал и раньше.